Новости

09.11.2017 22:04
Рубрика: Культура

Великие в глуши

Михаил Пиотровский: Лувр в Абу-Даби: новый культурный мост между цивилизациями
На этой неделе торжественно открылся уникальный музейный центр "Лувр в Абу-Даби", собравший все знаковые фигуры музейного мира. Впечатлениями от открытия нового культурного моста между цивилизациями с "РГ" поделился только что вернувшийся из Абу-Даби директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Михаил Пиотровский: на фоне часто невеселых политических событий прошел большой праздник культуры. Фото: РИА Новости Михаил Пиотровский: На фоне часто невеселых политических событий прошел большой праздник культуры. Фото: РИА Новости
Михаил Пиотровский: На фоне часто невеселых политических событий прошел большой праздник культуры. Фото: РИА Новости

Давно задуманное предприятие, которое 8 ноября завершилось большим успехом, вначале всем нам казалось немного авантюрным. Дело в том, что в Абу-Даби решили создать универсальный энциклопедический музей, представляющий самые разные культурные (и не только) идеологии. Но такие энциклопедические музеи возникают только в эпоху империй. Великие - Лувр, Эрмитаж, Британский музей, Метрополитен - имперские музеи. И многие считали, что невозможно создать новый имперский музей в неимперские времена - обстановка не та.

Но предприятие закончилось большим успехом. Все получилось.

Самое главное, что приобрел Абу-Даби - это имя Лувра, его бренд. Хотя в осуществлении этого проекта вовлечены 13 французских музеев, имя Лувра, проданное Эмиратам на 30 лет, это, конечно, самое важное.

В центре будут происходить выставки самых интересных вещей из французских музеев, но главное в в новом универсальном музее это по новому представленный диалог культур. Новизна тут как раз в прямом диалоге. Вещи различных цивилизаций представлены в многообразном сопоставлении. Например, рядом выставлены погребальные маски - египетские, мезоамериканские, римские. Или показ вместе скульптуру Мадонны, Изиду с Осирисом и африканскую скульптуру матери - на такие нарочитые параллели не все решались.

Тему мостов между цивилизациями продолжают специальные разделы нового музея, посвященные великим торговым путям: Шелковому, Аравийскому. Специальный раздел также посвящен географическим открытиям, сделавшим район Персидского залива активной частью активного исторического действа и обязательных при этом культурных обменов. И так до современности.

Восхитительно само здание музея, созданное великим архитектором Жаном Нуэлем. Его чествовал в своей речи специально прилетевший на открытие президент Франции Эмманюэль Макрон, кстати, начавший свою речь с цитаты из Достоевского - про красоту, которая спасет мир.

Жану Нуэлю удалось создать в Абу-Даби, городе с европейскими небоскребами, нечто современное арабское. Он создал этакий плоский гриб-купол, металлические структуры которого подражают переплетениям пальмовых ветвей, когда из них в оазисах делаются хижины. Я, кстати, в таких хижинах жил и должен сказать: похоже. И весь ансамбль музея с виду напоминает белый арабский город, этакую Медину на берегу моря.

Этот музей создан в действительно тяжелое время, когда все друг с другом цапаются, а здесь, в Абу-Даби, сквозь все это начато наступление красоты и культуры. Так мы - все вместе - боремся и завоевываем территории для культуры, а не для политических потасовок. Сегодня как никогда нужно объединять усилия в защиту культуры - сохранять и восстанавливать разрушенные памятники на Ближнем и Среднем Востоке, осваивать языки друг друга. На эту тему в Абу-Даби - в присутствии нескольких правителей из разных стран - прозвучали самые проникновенные речи.

И пусть никому это не покажется продолжением "колониальной" культурной политики. Время колонизаций давно сменилось временем деколонизаций, и здесь не Лувр что-то навязывает Эмиратам, а Эмираты настоятельно просят и покупают у Лувра его мировую культурную известность. Они, кстати, заплатили огромные деньги - более 500 миллионов евро - за право 30 лет пользоваться брендом Лувра. Я помню горячие споры во Франции на тему "Можно ли вот так брать деньги за искусство?". Но в результате все случилось. И на фоне часто невеселых политических событий прошел большой праздник культуры и появился новый универсальный музей с новым диалогом культур, с пониманием их равенства друг с другом и возможностью беседы об этом.

В самом начале этот проект многим казался авантюрой

А мировыми первопроходцами в этом деле были Эрмитаж и музей Гуггенхейма. Когда мы начали открывать центры Эрмитажа в мире, мы понимали, что в жизни музея обязательно наступает момент, когда собранным и исследованным можно и нужно делиться. Для этого и создаются разные выставочные центры великих музеев по всему миру. И наш "Эрмитаж -Амстердам" - блестящий пример. Но мы там все-таки всегда рассказываем об Эрмитаже как об особом учреждении с особым духом. А в Абу-Даби Лувр обозначен лишь в названии и в общей художественной идее. Кстати, во Франции, обсуждая вопросы создания Лувра в Абу-Даби, принимали во внимание опыт Эрмитажа. Анри Луаретт, бывший директор Лувра и один из главных моторов проекта в Абу-Даби, признавался в интервью, что они оглядывались на наш пример.

Хочу сказать, что создание музейных центров внутри России это того же уровня события. И нам при их создании важно не скатиться на простую бюрократическую дорожку: вот давайте создадим новое учреждение, галочку поставим. надо помнить, что при создании таких центров всегда создается новая суть.

Мы видим, как набирает силу новые процессы. И пусть никто не восклицает: ну наконец-то через 10 лет они построили центр. 10 лет - это вообще ничто для того, чтобы придумать и осуществить гениальный культурный проект, да еще и собрать коллекцию. Это в самом деле очень трудно и затратно, но очень серьезно. В сто раз серьезнее многих военных проектов.

Когда в современном геополитическом контексте появляется межцивилизационный культурный мост - это очень существенный результат. Есть к тому же надежда на то, что в новый музей придет местная молодежь и будет воспитываться на таких культурных представлениях. И не где-то там за границей, а здесь, у себя, она будет видеть и правильно воспринимать сродство культур.

В Абу-Даби сейчас произошло нечто похожее на историю Екатерины Великой, создавшей Эрмитаж. Богатая Россия тогда покупала замечательные художественные коллекции, а все морщились: в такую глушь едут такие картины! Но привезенное когда-то в глушь потом стало совершенно новым организмом и получился прекрасный мировой музей, внесший важнейший вклад в развитие русской культуры. Так что Эрмитаж - это своего рода мировая модель, и созданный в Абу-Даби музей немножко похож на когда-то созданный Эрмитаж - дай Бог им здоровья и процветания.

Культура Арт Актуальное искусство Культура Арт Музеи и памятники