Как сообщили в региональном парламенте, инициатором законопроекта выступил глава региона Сергей Ситников, заявивший о необходимости обеспечить максимально эффективные механизмы защиты людей старшего поколения от мошенников и недобросовестных граждан.
- Закон призван повысить качество жизни одиноких стариков. То есть вместо дома-интерната или соцобслуживания на дому такие люди смогут получать необходимый уход и общение, находясь в семье. А человек, принявший на попечение одинокого гражданина, - гонорар в размере трех тысяч рублей. При этом закон предусматривает обязательное совместное проживание пожилого человека и его "опекуна", - рассказали в облдуме.
Опекуном для дедушки или бабушки сможет стать любой гражданин, не достигший пенсионного возраста и при этом не являющийся родственником. Обязательное условие подписания договора по организации семейного сопровождения - "усыновитель" не должен иметь судимостей.
Для дополнительной защиты пенсионера от недобросовестных "опекунов" третьей стороной в договоре будет организация социального обслуживания, на которую возложат обязанности по патронажу такой семьи. Специалисты будут наблюдать за тем, чтобы старикам в новых условиях было комфортно и чтобы "усыновители" не принуждали их к ущемляющим их интересы сделкам по передаче недвижимости и другого имущества.
Инвалид первой группы Александр Кудрявцев - колясочник. Несколько лет назад в результате обморожения он потерял кисти рук и ноги до колен. После выписки из больницы он оказался в Заволжском доме-интернате. В беседе с "РГ" он рассказал, что поначалу условия жизни в социальном учреждении его вполне устраивали: здесь есть пандусы для инвалидных колясок, питание, медобслуживание. Однако серьезной проблемой для обитателей интерната стала теснота. Они неоднократно жаловались властям, что живут очень скученно - "как в СИЗО". Прокурорская проверка, выехавшая в интернат по заявлению жильцов, установила, что нарушения санитарных норм в интернате носят массовый характер. Так, при минимальном нормативе в шесть квадратных метров на одного человека в комнате площадью 24,3 квадратных метра ютились пять человек, в комнатах площадью 16,9 и 17,1 квадратных метра жили по четыре человека, и на одного проживающего приходилось только по четыре квадратных метра. Аналогичные проблемы ревизоры выявили в 40 комнатах интерната.
Спасти инвалидов от "тюремной тесноты" прокурорам удалось через суд, который обязал руководство учреждения создать постояльцам нормальные условия проживания. При этом инвалиды, которые жаловались на тесноту, отметили, что после суда отношение к ним со стороны руководства интерната ухудшилось. Как правило, в просторных двухместных комнатах в домах престарелых живут лишь семейные пары. Остальным обитателям приходится жить в помещениях, рассчитанных на три-пять человек. И далеко не всегда пожилым людям удается "ужиться" вместе, найти с соседями взаимопонимание и общий язык. Очевидно, закон о приемных семьях для пенсионеров и инвалидов мог бы сгладить остроту проблемы с местами в домах-интернатах и сделать жизнь пожилых людей более комфортной.
Как отметили в региональном департаменте соцзащиты Костромской области, запрос на услугу по "усыновлению" бабушек и дедушек в регионе существует уже давно: во многих районах области есть пенсионеры, которые мечтают попасть в семью, и есть семьи, которые готовы принять к себе пожилых людей. Но пока не был принят областной закон, который регламентирует финансовые и другие аспекты совместной жизни таких семей, "усыновители" и "опекаемые" находились под одной крышей неофициально. Теперь же уже в этом году новые семьи обретут 12 одиноких пенсионеров. Во всяком случае, заявки от них и от их потенциальных "приемных родителей" уже поступили.
- Прежде чем вынести этот законопроект на обсуждение на комитете, мы изучали практику других регионов и общались со специалистами в районах - Галичском, Нерехтском, Кадыйском, в городе Волгореченске. Выяснилось, что некоторые семьи уже берут пожилых соседей, с которыми дружат. Они живут совместно и друг другу помогают. Специалисты отделов соцзащиты говорят о том, что хорошо было бы дать возможность гражданам жить в семьях - в более комфортных условиях, чем в доме престарелых, - рассказал в беседе с "РГ" председатель комитета по здравоохранению, социальной политике и занятости населения Костромской областной Думы Александр Плюснин.
Если текст закона не вызовет серьезных разногласий, то в окончательной редакции документ может быть принят уже в ноябре. И тогда уже с нового года одинокие пенсионеры смогут официально жить в приемных семьях, а их "опекуны" начнут получать денежные компенсации из областного бюджета.
По сравнению с другими регионами размер выплат в Костроме небольшой. Но в облдуме надеются, что при увеличении доходов бюджета суммы могут быть увеличены.
Единственное, что беспокоит костромских законодателей, - вопрос неизбежного старения "усыновителей". Предельный возраст для женщины, желающей приютить у себя одиноких стариков, составляет 55 лет, для мужчины - 60 лет.
- Нам нужно продумать, как поступать после того, как "усыновители" достигнут пенсионного возраста. Что будет тогда? Ведь между людьми, которые много лет живут вместе, создадутся почти родственные отношения. Как быть? Сказать: "Вы теперь старые, забираем людей от вас?" Это очень важный нюанс, который до принятия закона в окончательной редакции нужно обязательно продумать, считает Александр Плюснин.
Костромская область - далеко не единственный регион России, где приняты законы об "усыновлении" стариков. В соседней Владимирской области программа подбора приемных семей для одиноких пенсионеров начала действовать с 2013 года. Поводом для такой инициативы стали обращения сельских стариков, которые не желали идти в дома престарелых, предпочитая государственным интернатам жизнь у сердобольных соседей. А среди них оказалось немало желающих приютить давно знакомых бабушку или дедушку.
Начиная эксперимент, власти в первую очередь детально прописали условия, при которых может быть создана приемная семья для стариков. Как пояснила в ответе на запрос "РГ" директор областного департамента соцзащиты Любовь Кукушкина, семьи формируются по мере появления людей, которые хотят и готовы жить вместе. Учреждения социального обслуживания проводят мониторинг по выявлению потенциальных подопечных и помощников, тем самым находя людей, нуждающихся в помощи и готовых такую помощь оказать. Услуга оказалась очень востребованной. За четыре года реализации стационарозамещающей технологии в регионе удалось создать более сотни приемных семей. Прежде чем будущие приемные родители "усыновят" дедушку или бабушку, они обязаны пройти обучение в "Школе приемной семьи". С кандидатами работают социальные работники и психологи. Только после этого возможно заключение трехстороннего договора между помощником, подопечным и учреждением социального обслуживания. При этом комплексные центры соцзащиты остаются всегда на связи. Ежемесячно соцработники посещают семьи, оценивают условия проживания стариков, изучают отношения между помощниками и подопечными и психологический климат в приемной семье. В департаменте считают, что, возможно, именно благодаря такой четко отлаженной системе за четыре года в регионе не было ни одного случая возврата пожилых людей в интернаты. И ни одна семья не распалась по причине взаимного неприятия.
Тем, кто решил организовать приемную семью для стариков, власти во Владимирской области ежемесячно выплачивают 4520 рублей. Помощнику, который ухаживает за инвалидом первой группы, размер вознаграждения повышается на 25 процентов - до 5650 рублей. В зависимости от инфляции размер этих выплат может повышаться. Обычно в договоре указывается, что "усыновленный" пенсионер вносит свою лепту в общий бюджет семьи. При этом средства, остающиеся в личном распоряжении бабушки или дедушки, должны составлять не менее четверти от его ежемесячного дохода.
Психологи считают, что решение взять в семью пожилого человека - это прежде всего движение души, желание помочь. Как показывает практика, приемные семьи активнее создаются в сельской местности. Здесь люди ближе знают друг друга, лучше идут на контакт и более открыты.