В Добром два кладбища - Чудовское и Центральное. Первому, по словам старожилов, больше ста лет, второе - тоже исчерпало свой ресурс и де-юре было закрыто 15 лет назад. Но свежие могилы то и дело появляются то тут, то там.
Границу Центрального кладбища, закрытого в начале 2000-х годов, спустя время перенесли вплотную к усадьбам Михаила Карякина и ветерана Великой Отечественной войны Марии Бородиной. Те, в свою очередь, пошли по судам.
- Вы поймите, все это время с сада ни одного яблока не взял, потому что корни деревьев уходят глубоко, рядом - могилы. На суде санитарный врач сказал: в моем доме нельзя находиться, в подвале нельзя хранить овощи, вокруг трупный яд, - рассказывает Михаил Карякин. - Вы не представляете, как это - вот так жить.
Тяжбы продолжались годы. Их результатом стало решение облсуда - компенсировать Карякину более 4,1 миллиона рублей, а Бородиной - почти 750 тысяч: чтобы люди смогли приобрести другое жилье.
- За это время я перенес несколько операций на сердце, у меня от него осталось 35 процентов, - говорит селянин. - Но история не окончена. Мне сказали, что вчера наши депутаты экстренно собрались на сессию и решили не выплачивать компенсацию из бюджета. Ни мне, ни бабушке-ветерану. А ей 87 лет! Она с фашистами воевала, а теперь, говорит, с кем еще должна воевать, чтобы жить по-человечески.
По сути, в Добром надо отвести землю под новое кладбище. И такие попытки уже были. Селянам предложили два варианта, но один, как оказалось после, можно выгодно продать, второй - не понравился добровцам.
На вопрос о том, с каким же сердцем сами жители села хоронят близких буквально во дворе собственных соседей, конкретного ответа нет. Все знают о тяжбах Карякина и ветерана Великой Отечественной войны Марии Бородиной. Есть и те, кто их поддерживает, но свежие могилы по-прежнему появляются около домов, а не где-то на другой земле.
Добровец Юрий Сухотерин отмечает: причина в сознании самих людей.
- Вы пройдите по этому кладбищу, тут всего две-три фамилии на надгробиях, - говорит он. - Все в Добром - коренные, местные, живут кланами и хотят, чтобы и могилы располагались рядом.
Между тем полулегальные кладбища - беда для всей России. Только в одном Алтайском крае прокуратура, проверив соблюдение закона о погребении и похоронном деле, насчитала сотни нарушений. В десятках поселков края места для захоронений заброшены - их не чистят, там нет сооружений для отвода воды, нет санитарно-защитных зон, там не убирают мусор, в результате кладбища превратились в реальную угрозу живым.
А в Кемеровской области вопросами погребения пришлось заняться суду, иначе народ не справлялся. В прокуратуру Крапивинского района, испугавшись наступления кладбища на огороды, обратился председатель садоводческого общества "Светофор". По его словам, кладбище, где продолжали бесконтрольно хоронить людей, уже вплотную подобралось к домам. Прокуратура установила, что администрация района не озаботилась тем, чтобы поставить кладбищенский участок на кадастровый учет и определить его границы. Соответственно, никто не соблюдал 50-метровую санитарную зону, которая по закону должна отделять могилы от жилых домов. Был подан иск в суд, и права дачников из "Светофора" на благоприятную окружающую среду защитили еще и судебным решением. При этом совершенно ясно, что такими "точечными" мерами, как прокурорские проверки и отдельные судебные иски, проблему не решить. По данным минстроя, в стране на 2016 год насчитывалось 81 тыс. открытых для захоронений кладбищ. Однако, как подчеркивают эксперты, исходя из количества населенных пунктов в России не может быть меньше 170 тыс. кладбищ. А Союз похоронных организаций и вовсе приводит шокирующие данные - там утверждают, что в стране 600 тыс. мест для захоронений и, стало быть, количество бесхозяйных - нигде не зарегистрированных - кладбищ превышает полмиллиона. И узнаем мы о них, только когда оградки могил начинают вплотную приближаться к заборам наших домов.
Эксперты говорят о необходимости как можно быстрее принять закон, регулирующий похоронное дело. Соответствующий законопроект минстроя обсуждается уже не первый месяц и даже не первый год. Однако следует понимать - закон, не подкрепленный финансово, по-прежнему не будет действовать, как не действуют сейчас положения о санитарных зонах кладбищ. Даже если соответствующие полномочия, как предполагается, будут переданы с муниципального уровня на уровень субъекта Федерации, порядок быстро навести не удастся.
Артем Кирьянов, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами:
- Нарушения закона о погребении и похоронном деле в России можно назвать чудовищными. И они касаются всего спектра действий в этой сфере, начиная с того, с чем приходится сталкиваться родственникам усопших, до бизнес-процедур. Как навести порядок в этой сфере - предмет дискуссии с участием и правоохранительных органов, и контрольного управления президента, который в этом году дал ряд соответствующих поручений.