О том, почему чукчам нельзя пить, а обязательно петь и заниматься спортом? Отчего на соседней Аляске действует сухой закон, а на российском полуострове алкоголь не иссякает? Почему работа с оленеводами и морзверобоями оказывается подчас продуктивнее, чем с просвещенными горожанами? Об этом и многом другом Артур Чубаркин рассказал корреспонденту "РГ".
Артур Чубаркин: Это очень важный проект Красного Креста и губернатора Чукотки. Хотя уровень суицидов на полуострове не выше, чем в среднем по России, но чукчи и так народ малочисленный, а своих психотерапевтов в поселках нет, так что без помощи специалистов с материка проблему не решить. Я уже не говорю о растущем алкоголизме. Меня три года приглашали к участию в этой экспедиции, и вот наконец-то смог поехать. Был большой профессиональный интерес. А потом, ведь Чукотка - моя родина. Я там жил до 15 лет в райцентре недалеко от мыса Дежнева. Это Берингов пролив, где в бухте Лаврентия побывала масса путешественников, даже Джеймс Кук. Видимо, страсть к путешествиям мне с энергетикой этого места и передалась. Кроме того, мой отец - полярный вертолетчик, и с ним мы часто летали по Северу. А с чукчами я за одной партой сидел, так что их психологию знаю не по учебникам. Кстати, одна из участниц моей группы трезвости была бывшая одноклассница Татьяна.
Женщины-хранительницы очага тоже пьют наравне с мужчинами? Почему?
Артур Чубаркин: Алкоголь - это патологический спусковой клапан для снятия напряжения, и у нас, на материке, самый доступный антидепрессант. Но потом, затягивая, он создает массу проблем. А для народов Севера - это реальная и скорая погибель. Дело в том, что у них отсутствует биологический фермент алкогольдегидрогеназа, необходимый для переработки этилового спирта. В такой ситуации при распаде алкоголя образуются альдегиды (создавая ситуацию традиционного похмелья), которые нейтрализуются опять же только этиловым спиртом. Круг замыкается: у северян уже после нескольких раз употребления алкоголя возникает зависимость.
А как не пить, если живешь в эмоциональном тупике? Если привезенные с материка продукты обычно заканчиваются к февралю, то водка есть круглый год. Местные предприниматели ведут торговлю, нарушая закон, хотя и понимают все последствия для населения.
Между прочим, если на соседней Аляске (поехать туда чукчи могут безо всякой визы) действует сухой закон, то на Чукотке его нет. Мотивируют такой либерализм просто: это нарушение прав человека с точки зрения мировой цивилизации.
Запретить алкоголь нельзя, пить - тоже нельзя. Что же у вас оставалось в арсенале, чтобы отвратить аборигенов от зеленого змия?
Артур Чубаркин: Убеждение и методы психотерапии, которые я применяю при работе с тольяттинскими пациентами. Сначала я просто ходил по Нешкану (поселок, где я работал) и разговаривал с людьми о жизни. Многие меня помнили еще по 2004 году, когда я формировал здесь собачью упряжку для перехода к Северному полюсу. Поэтому контакт наладили быстро, уже через три дня заработала первая группа трезвости, собравшая человек 12-15 - это люди, которые поняли, что их проблема зашла уже далеко - "вешайся или завязывай". Люди гибнут очень часто, так как они находятся или в состоянии алкоголизации, или похмелья. И для начала их надо привести в состояние реальности, а потом уже учить новым методам снятия напряжения и налаживанию своей жизни: если у человека все хорошо, то у него вырабатываются собственные эндорфины (гормоны радости), и алкоголь ему уже ни к чему.
Постулат, что "бытие определяет сознание" никто не отменял. Может быть, они пьют именно от плохих бытовых условий, безработицы, вообще отсутствия перспектив? И не со слов надо начинать?
Артур Чубаркин: Оправдания пьянству человек везде найдет - хоть в столице, хоть на Крайнем Севере. Чукчи мне тоже говорили: "Мы пьем от безысходности, у нас нет работы, мы оторваны от своих национальных корней, мы умеем кочевать, охотиться, но в цивилизации жить не умеем". Конечно, все это есть... Я работал месяц в самом отдаленном поселке Нешкане на берегу Северного Ледовитого океана, который сами жители именуют "забытым". Когда-то там были и песцовая звероферма, и овощные теплицы на горячих ключах, и свои коровники... Теперь все разрушено. Дело в том, что 2002 году в Нешкане произошла серия подземных толчков, и долгое время, комиссия за комиссией, решали вопрос - переселять людей или развивать поселок. В других местах на Чукотке уже тогда строили современные щитовые дома на сваях по канадской технологии, подключая их к котельным и водопроводу. А в Нешкане получилось среднее - людей не переселили, инфраструктуры не создали. Даже единственный спортзал по ветхости снесли.
Между тем Нешкан - поселок не маленький: около 700 жителей, из которых около 250 детей. А сотовая связь, появившаяся на Чукотке в 2012 году, как и Интернет, здесь до сих пор неустойчивы. Больничка есть, да единственный врач из нее сбежала, не выдержав жизни в тесном домишке из железнодорожных шпал (таких тут в большинстве). Дороги нет, а вертолет прилетает два раза в месяц, и то, если погода позволит. А так все только летом по океану. Продукты, а это в основном крупы, мука, сахар, консервы, завозят на весь год в августе-сентябре, но уже с февраля население выживает только на местных ресурсах: оленина и мясо морского зверя: кита, моржа, нерпы.
Мне довелось участвовать в охоте на кита...Помню, все село потом высыпало на берег: женщины и дети, как муравьи, набросились с длинными ножами на морскую громадину. Кстати, был в истории чукчей очень тяжелый период запрета охоты на кита - года четыре. Население сильно ослабло. К первому добытому после отмены киту, как рассказывают, старики ползли на коленях и плакали.
У чукчей, которые кочуют по тундре со стадами оленей, жизнь еще более сложная?
Артур Чубаркин: Они к ней за века приспособились, но для нас это, конечно, архисложно понять. Оленеводы живут в ярангах - это каркас из жердей площадью два на два метра, который укрыт шкурами оленей. За полчаса до сна, чтобы нагреть пространство, в ней зажигают жирник. Каждые три недели яранга разбирается, грузится на нарты и увозится еще на 50 километров дальше в тундру. Кстати, такие "удобства" есть только для женщин и детей, мужчины-оленеводы ночуют прямо в стаде.
Но чукчи все равно не оставляют свои семьи в поселках, кочуют даже вместе с грудными детьми, которых "пеленают" в оленьи шкуры.
Для них олень все - одежда, пища, лекарство, инструмент. Даже мочу животного используют для обработки шкур. Мне один чукча подарил гениальный в своей примитивности "лучок" для добывания огня. Говорит, что поначалу хотел его послать президенту, "чтобы знал, как мы живем", но потом расщедрился и мне отдал. Есть аналогичные дрели - в центр деревянного цилиндра вбит гвоздь и таким прибором они умудряются сверлить дыры в полозе нарты. Конечно, у них есть покупные инструменты, но те, что из подручного материала, говорят, надежнее. Вообще, с точки зрения выживаемости в природе, чукчи нам, образованным, сто шагов вперед дадут, а вот в цивилизации - плохо адаптируются.
Нужны инвестиции в восстановление и создание новых производств, чтобы у людей был выбор: кто хочет - занимается традиционными промыслами, а кто выучился - имеет работу согласно полученной профессии. Пока же таких мест очень мало и лишь в райцентре. Что остается делать безработным - пить... Чукчи как дети: у них что, мозг иначе устроен?
Артур Чубаркин: Вы недалеки от истины. Если у большинства людей работают оба полушария, и логика нашей цивилизации требует больше напряжения левого, то чукчи - народ правополушарный, у них эмоционально - образное мышление Они все талантливые танцоры, художники, косторезы, с мощной интуицией. А вот адаптация к достижениям цивилизации у них проходит медленно, поэтому так важно поддерживать эти природные склонности, чтобы сохранить этнос.
В своей аналитической записке губернатору Чукотки я написал, что надо срочно строить в Нешкане новый спортзал. С одной стороны, спорт организует свободное время, а с другой, может стать спусковым клапаном для отрицательных эмоций, ведь работающие мышцы забирают из крови адреналин - гормон стресса, замещая таким образом пьянство.
После вашего отъезда с Чукотки люди вновь остались один на один со своими психологическими проблемами?
Артур Чубаркин: Члены группы трезвости уже сами являются опорой друг для друга в кризисной ситуации. Три раза в неделю они работают, используя уже освоенные методы восстановления эмоционального состояния, а также вовлекают в свои ряды новых односельчан, имеющих проблемы с алкоголем. Кроме того, я передал им аудиодиск с полусотней тематических передач по психологии, а по сложным вопросам мы периодически созваниваемся.
Кстати, мне с простыми чукчами работать было легче, чем, скажем, с педагогами в наших школах. У русских учителей, когда им объясняешь, как надо вести себя с подростком - не диктовать, не обвинять, не подавлять - возникает сопротивление - они все сами знают и умеют. А чукчи хватаются за любую возможность выжить и благодарны тому, кто принимает в них участие.
Артур Владимирович, вы работали на Чукотке не только со взрослыми, но и с детьми. Насколько для них остро стоит проблема депрессий?
Артур Чубаркин: Прошел все классы в местной школе, с четвертого по девятый, проблем, как и у всех подростков, много - возраст такой. Я не только проводил коррекционные семинары для учителей по работе с детскими суицидами, но и просто общался с ребятами на прогулках, рассказывал о своем детстве, об экспедициях, вместе пели песни...
А на занятиях с учениками учил их житейским премудростям: общению с друзьями, построению отношений между мужчиной и женщиной, умению добиваться своих целей. Это игра, а в ней - незаметный коррекционный смысл. Больше вызывают опасение послушные дети, в их 14- 16 лет. Именно они не готовы к реалиям жизни. Впрочем, такое не только на Чукотке. Вообще чукотские дети мне видятся более живыми, непосредственными и самостоятельными, чем на материке. В них ресурс будущего Чукотки.
А в перерывах между "основной" работой я нарезал круги по селу, разговаривал с людьми в чукотских домиках и на улице, с детьми и взрослыми. Имея опыт работы депутатом, долгими темными вечерами разговаривали с главой Нешкана - Николаем Воробьевым. Его избрали две недели назад, но он уже прочувствовал, как вязнут в ригидной системе власти его инициативы.
А еще я слушал океан и заряжался его энергией. Тянет меня на Север, там все чище.
Справка "РГ
Артур Чубаркин - врач - психотерапевт, психиатр, сексолог, кандидат медицинских наук, заведующий тольяттинским центром психотерапии "Мой Мир", почетный академик МАЭН. Действительный член Русского географического общества. Автор многочисленных публикаций. Участник более 25 экспедиций. Заслуженный путешественник России.
- В 70-х годах я участвовал в экспедиции по поиску снежного человека, который организовала "Комсомольская правда". Человека не нашли, но огромный слепок ноги, обнаруженный на леднике, привезли. В 1993 году мы искали на Чукотке место гибели экспедиции первопроходца Никиты Шалаурова. Она пропала в 1764 году, и мы нашли ее останки. В 1999-м на яхте мы повторили маршрут российских первооткрывателей Беллинсгаузена и Лазарева, достигнув Антарктиды. В 2006 году я прошел самым тяжелым маршрутом на Земле - это была автономная экспедиция на Северный полюс на собачьих упряжках - вдвоем с Георгием Карпенко.
В поселке Нешкан кроме людей живет около 300 собак. Уважающие себя каюры держат своих 10-12 собак на растяжках. Кормят один раз в сутки. Остальные летом бегают по селу, сами добывают себе корм. Собаки из упряжек втайне им завидуют, но гордятся своей принадлежностью к упряжке-стае. Большинство спят в ямках, вырытых в шлаке или на угле. Поэтому белые собаки грязные, зато зимой они становятся белоснежными. Нешканцы гордятся, что у их собак особенные глаза - "хрустальные", а не просто голубые, как у хаски.
Порода ездовых "сибирские хаски" относится к шпицам, а не к лайкам. Это в 30-е годы 20-го века, когда советская власть, обеспечивая 100-процентную грамотность, переселяла чукчей в поселки и для этого уничтожала собак, американский бизнесмен выкупил и вывез на Аляску около 300 собак. Они стали основой для породы, которую американцы назвали "сибирские хаски", отдавая должное их месту происхождения.
Российский ученый и кинолог Людмила Богословская, которую знают все чукчи-каюры, по международным критериям зарегистрировала стандарт коренной породы собак Чукотки - "чукотская ездовая". Громадное ей за это спасибо!
В настоящее время по инициативе губернатора Чукотки Романа Копина в Анадыре создана племенная лаборатория по разведению "чукотской ездовой".