Новости

09.11.2017 19:56
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Коллективный Пикет

Жителям шукшинских Сросток посвятили фотовыставку
На Алтае начала работу передвижная фотовыставка Александра Волобуева "Кислород Пикета. Сростки - навсегда". Тема малой родины Шукшина и ее жителей кажется изъезженной вдоль и поперек. Но Волобуев нашел необычный ракурс. Это не взгляд горожанина, заявившегося посмотреть на экзотических "чудиков".
Для темы малой родины Шукшина Александр Волобуев нашел необычный ракурс. Он смотрит на жителей сросток глазами самого писателя. Фото: Александр Волобуев Для темы малой родины Шукшина Александр Волобуев нашел необычный ракурс. Он смотрит на жителей Сросток глазами самого писателя. Фото: Александр Волобуев
Для темы малой родины Шукшина Александр Волобуев нашел необычный ракурс. Он смотрит на жителей Сросток глазами самого писателя. Фото: Александр Волобуев

В снимках нет ни желания показать что-то сенсационное, ни публицистического надрыва по поводу "уходящей натуры": фотохудожник смотрит на жителей Сросток глазами самого Шукшина, дожившего, представим себе, до возраста патриарха. Смотрит с доброй усмешкой, пониманием человеческой природы и уже без душевного надлома Егора Прокудина или нутряной тоски Максима Ярикова.

Свой первый кадр в Сростках Александр Волобуев сделал в 1981 году, еще на черно-белую пленку.

- Белая курица как будто убегает от черного истукана, первого памятника Шукшину, - посмеивается фотохудожник. - Василий Макарович был изображен не в парадном виде, а как будто в трико. Его матери памятник не понравился, так и лежал он в большом фанерном ящике за домом. Только после смерти Марии Сергеевны скульптуру вытащили и поставили в огороде.

"Кислород Пикета" стал для Волобуева десятой по счету выставкой - и первой, к которой он готовился два года. Приезжал в Сростки в трескучие морозы и жаркое лето, по весне и по осени. В его огромной мозаике собраны ветераны войны и одна из первых пионерок села, умельцы и рукодельницы, пастух и пасечник, бабушки-старушки и любопытные ребятишки, мужики, резвящиеся в вечно холодной воде Катуни, девушка на коне на фоне живого неба Пикета, сельская интеллигенция, владелец раритетной "Победы", на которой обожает кататься детвора, и удивительная природа.

По условиям договора "Кислород Пикета" принадлежит Шукшинскому музею. Первыми ее увидели, естественно, жители Сросток. После Барнаула ее перевезут в Рубцовск и окрестные с ним сельские районы.

Фотохудожник смотрит на жителей Сросток глазами самого Шукшина

- Александр Павлович уверен, что чудики шукшинские не перевелись, в нынешних Сростках находит продолжение тех характеров, которые описал Шукшин, - рассказывает директор музея Лидия Чуднова. - Настоящий мастер. Наши селяне ему ведь нисколько не позируют, на фото они такие, какие есть на самом деле. Нам импонирует волобуевское чувство юмора, умение увидеть смешное в казалось бы обыденной ситуации. Селяне - люди в массе своей сдержанные. На выставке больше помалкивали, но глаза их выдавали - они просто сияли. Всем понравилось, в адрес художника никто худого слова не сказал.

Выставочные фотографии снабжены цитатами из произведений Шукшина. Многие из снимков со своей историей, порой почти анекдотичной. Например, сидят у забора на лавочке две старушки, за их спиной выезжает со двора на мотоцикле мужчина и, повернув голову, пристально смотрит на них. Когда он устроился работать охранником в музей, его, естественно, спросили: "Чего ж так уставился-то на бабушек?". - "А как мне еще смотреть, если одна из них моя теща?!".

Но есть и щемящие душу фотографии. С одной из них, сделанной в 2008 году, смотрит на нас первая жена Шукшина Мария Шумская. Фотохудожник снял Марию Ивановну на многолюдном Пикете в день рождения Василия Макаровича.

На заднем плане памятник писателю. В свое время Лидия Федосеева-Шукшина передала землякам рукопись неопубликованного письма Василия Шукшина Марии Шумской. Она опубликована в восьмитомнике произведений Шукшина и называется "Письмо любимой".

"…Много лет спустя Мария, моя бывшая жена, глядя на меня грустными, добрыми глазами, сказала, что я разбил ее жизнь. Сказала, что желает мне всего хорошего, посоветовала не пить много вина - тогда у меня будет все в порядке. Мне стало нестерпимо больно - жалко стало Марию, и себя тоже. Грустно стало. Я ничего не ответил. А письмо это я тогда не послал" - так заканчивается этот рассказ.
В глаза Марии Шумской, сохранившей красоту даже в пожилом возрасте, можно смотреть бесконечно. Как и в глаза других героев выставки.

Культура Арт Фотография Филиалы РГ Сибирь СФО Алтайский край