Например, с 79-летней Марии Яценко администрация дома ветеранов требовала 22 тысячи рублей, а с ее соседей и того больше. "Все, Кузьминична, плати!" - говорил пенсионерке на собраниях бывший директор дома ветеранов Евгений Рерих. Кстати, сейчас он находится в СИЗО по обвинению в мошенничестве: следствие считает, что продукты в дом ветеранов поставлялись с "наценкой" через фирмы, подконтрольные директору и его семье.
А "долги" - это параллельная история. Рассказ Марии Яценко не укладывался в голове: как ветераны могли задолжать "родному" учреждению десятки тысяч рублей? Из ответа министерства на запрос "РГ" следовало: все так и должно быть. По закону, объяснили нам в министерстве, до первого января 2015 года размер платы за социальные услуги в стационарных учреждениях не мог превышать 75 процентов пенсии. А с января 2015-го - 75 процентов уже общего дохода. В соцучреждении пожилым людям сказали, что договоры надо перезаключить, не вдаваясь в подробности. Кто перезаключил, с тех начали снимать больше денег. Кто не перезаключил, не дал согласия на увеличение платежей, тех начали пугать.
Старушки звонили корреспонденту "РГ" по нескольку раз в день - они действительно боялись оказаться на улице. Пришлось бежать в прокуратуру с просьбой помочь. Разобрались. Как подчеркнула первый заместитель прокурора Новосибирской области Любовь Кузьменок, в действиях соцработников были обнаружены грубейшие нарушения. Во-первых, изменения порядка оплаты соцуслуг не касаются тех, кто поселился в доме ветеранов до первого января 2015 года - их положение ухудшать нельзя, и об этом говорит одна из норм того самого закона. Во-вторых, нельзя включать в доход единовременную выплату (ЕДВ), так как это не доход, а компенсация за те услуги, от которых льготник отказался.
Прокуратура установила: 46 ветеранов еще летом 2016-го подали заявления в отделение Пенсионного фонда, требуя не отбирать у них 75 процентов от ЕДВ в пользу соцучреждения. Но администрация продолжала начислять плату с учетом ЕДВ, загоняя беспомощных постояльцев в кабалу. У кого-то на момент прокурорской проверки "долг" превышал 50 тысяч рублей. Как старики, борясь за остатки своих невеликих денег, выживали в состоянии вечного страха, одному Богу известно. И боролись-то не за роскошную жизнь, а за возможность, например, покупать лекарства.
По представлению прокуратуры все несуществующие "долги" (их накопилось на миллион рублей!) были списаны. Старикам дали свободно вздохнуть. "РГ" они поблагодарили за это, наверное, тысячу раз. Спасибо газете сказала и Любовь Кузьменок: "Ваша обеспокоенность сыграла серьезную роль, до ваших вопросов мы не знали о ситуации". По ее словам, соцработники не собирали деньги с ветеранов себе в карман. Причина скорее в безграмотности. Кстати, исполняя требования прокуратуры, в министерстве наказали должностное лицо, якобы виновное в случившемся. Им оказалась замглавы ведомства Галина Лысова. Правда, как стало известно, Галина Лысова обжалует это взыскание в суде. Как сообщила адвокат Татьяна Яцученко, права граждан не нарушались и выводы прокуратуры безосновательны.