Авторы заполярных икон - отнюдь не святые. У многих местных мастеров-иконописцев богатая уголовная биография, а создают они свои произведения за решеткой, отбывая сроки за тяжелые преступления. Но по российским храмам эти иконы расходятся не хуже, чем продукция знаменитого подмосковного предприятия "Софрино", где создаются разнообразные предметы церковного обихода. Например, в известном монастыре Оптина пустынь можно увидеть красивый деревянный иконостас, над которым трудились художники из колонии №23 Мурманской области в 2009 году. А в 2010-м еще один иконостас, произведенный там же, занял свое место в Трифонов Печенгском монастыре Заполярья.
Заключенные все делают сами - от распилки и сушки древесины до сборки готового резного изделия. Чаще всего на иконостасы идет карельская береза, которая отличается удивительным цветом - от светло-золотистого до темно-янтарного. На изготовление одного иконостаса уходит несколько месяцев.
По словам заместителя начальника ИК-23 по воспитательной работе, резчики посещают воскресную школу, соблюдают церковные установления и обряды, правила христианского поведения, практически все бросили курить.
Искусство резьбы по дереву для осужденных началось в 2005 году со строительства в колонии храма Святых Царственных мучеников. Храм освятил архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон, он же благословил "сидельцев" на труд во благо православной веры. Для многих из них резьба по дереву - очищение души, возможность вырваться из повседневной жизни колонии в мир творческой и духовной свободы.
В других колониях Заполярья работают мастера иконописи, причем их уровень весьма высок. Например, два года назад творения их рук участвовали в региональном этапе конкурса православной иконописи среди осужденных "Канон". В колонии №18 написаны иконы Святого Апостола Андрея Первозванного, Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира, в 20-й колонии - икона Тихвинской Божией Матери. А победителем регионального этапа конкурса стала икона Богородицы Донской, над которой работал осужденный из колонии №17. Это очень достойная работа, выполненная в классическом византийском стиле, подчеркнул отец Андрей (Разинков), который в то время руководил отделом по связям с УМВД и УФСИН Мурманского и Мончегорского епархиального управления. По его словам, ее ценность несколько снижает отсутствие золотого тиснения. Но икона вполне может после освящения находиться в храме или церковной лавке.
- Писать иконы я начал в колонии, после осуждения. Учился самостоятельно, по наитию, - рассказывает Александр, отбывающий в колонии N 16 поселка Мурмаши свой 9-летний срок. - Когда пишу икону, на душе становится спокойней и теплее. Верю в Бога, пришел к этому постепенно - возможно, благодаря тому, что оказался в тяжелом жизненном положении. Работаю в уединении, стараюсь при этом не курить. В 2016 году, когда колонию посещал митрополит Симон, он позвал меня и благословил на иконопись. Сказал, что иконы у меня получаются хорошо, с душой и открытым сердцем. Вера и этот труд помогли мне найти родственную душу, у меня появился смысл в жизни. Думаю, все будет хорошо.
- Я по профессии столяр-станочник. Когда оказался в исправительной колонии, устроился в церковную мастерскую, где и научился резать по дереву, изготавливать иконостасы и различную церковную утварь, - добавляет Иван из мурманской колонии №17, осужденный на 18 лет. - Работается особенно хорошо, когда исповедаешься, причастишься, попостишься и спросишь у батюшки благословления. Сейчас для меня главное в жизни - это православная вера.
Кстати, осужденные могут написать не только икону, но и обычную, "светскую" картину. А еще в колониях есть талантливые кузнецы, способные выковать цветы из металла, и умельцы, которые могут слепить из хлебного мякиша точную копию - макет исторического корабля.