В Крыму идет рассмотрение дела активиста, признанного Украиной сепаратистом

В Крыму идет рассмотрение беспрецедентного дела координатора Народного фронта "Севастополь - Крым - Россия" Валерия Подъячего. Осужденный при Украине по статье "сепаратизм" за призывы вернуть полуостров в состав РФ, в российском Крыму он лишен элементарной возможности работать по специальности. Преподавателю вуза отказали даже в работе школьным сторожем как заурядному уголовнику.

Еще задолго до событий Крымской весны, осенью 2008 года, преподаватель математики Таврического национального университета, активист Валерий Подъячий подал в суд сразу два иска: об отмене украинской Конституции АРК и о возвращении Крыма в состав России. Дерзость по тем временам неслыханная, ведь на Украине была "оранжевая" власть президента Ющенко. Итог закономерен: в январе 2009 года в отношении Валерия Подъячего и его соратника, председателя Русской общины Евпатории Семена Клюева, СБУ возбудила уголовное дело по статье 110 (посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность страны) УК Украины. А 28 февраля 2011 года решением Апелляционного суда Крыма оба они были осуждены на три года лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на год. Пройдя все судебные инстанции на Украине, активисты дошли до Европейского суда по правам человека, однако там их жалобу не стали даже рассматривать.

В марте 2014 года крымчане на референдуме проголосовали за возвращение Крыма в состав России. Казалось бы, герои должны быть награждены за смелость и принципиальность. Увы, но все оказалось с точностью до наоборот. Никто с Подъячего не снял судимость. Как преподаватель он должен был подтвердить ее отсутствие справкой из МВД Крыма, но ее у него нет. В результате, 31 декабря 2015 года Валерий Подъячий был уволен уже из Крымского федерального университета. Ученый совет не переизбрал его на занимаемую должность.

Вот уже почти два года активист ищет работу, встал на учет в центре занятости. Там ему давали направления на работу в школы, но везде преподавателю вуза отвечали, что он "не соответствует квалификационным требованиям". В конце концов математик согласился работать сторожем в одной из школ, но и там ему ответили, что должность уже занята. Терпение лопнуло, когда очередной раз в качестве причины отказа директор одной из школ указала на то, что у него нет справки об отсутствии судимости. Подъячий подал в суд, добиваясь принятия его на работу.

- Весь судебный спор идет вокруг того, что я был ранее судим и не могу преподавать, - говорит Валерий Подъячий.

А 27 июля Киевский районный суд Симферополя отказал в удовлетворении исковых требований Подъячего, решив, что на работу его не принимают на законных основаниях. "Приговор в отношении Подъячего В. В., принятый на территории республики до 18 марта 2014 года, имеет ту же юридическую силу, что и судебные решения, принятые на территории РФ. Сам по себе факт принятия РК в состав России не является основанием для признания приговора в отношении Подъячего В. В. недействительным", - говорится в решении суда. Кроме того, крымская Фемида делает упор: "он имел судимость за преступление против основ конституционного строя и безопасности государства, что в соответствии со статьей 331 ТК РФ является ограничением допуска его к педагогической деятельности".

Можно плакать или смеяться над такой вот судейской закорючкой? Или просто, пожав плечами, сослаться на старую присказку: мол, за что боролись - на то и напоролись? Однако, на мой взгляд, ситуация еще хуже и циничнее. За буквой закона скрывается равнодушие и местных властей, и судей, и правоохранительных органов. Им всем попросту наплевать на судьбу человека. Но свою брезгливость к нему прикрывают законом. Взятки гладки.

Да, действительно, статья восьмая 91-ФЗ гласит, что судебные решения, вступившие в силу на территории республики до 18 марта 2014 года, то есть в украинский период, приравниваются к решениям, принятым уже в РФ. И по ней получается, что боровшийся за возвращение Крыма в состав России активист справедливо носит клеймо осужденного. Но мог ли закон отразить все нюансы жизни? Вряд ли... И, кстати, тогда каждого крымчанина, голосовавшего на референдуме в марте 2014 года, можно считать сепаратистом. Что и делает до сих пор украинская сторона.

Но, несмотря на это, в крымском властном бомонде не нашлось человека, который бы взял на себя ответственность за принятие решения. Или хотя бы поставил вопрос о внесении соответствующих поправок в закон. Ему что, надо продолжать осыпать голову пеплом и говорить, что он был не прав, требуя вернуть Крым в состав России?

Валерий Подъячий дошел аж до Верховного суда Крыма. 8 ноября состоялось первое заседание судебной коллегии по гражданским делам.

- Я сам не понимаю, что хочет сделать суд, - рассказывает адвокат активиста Олег Бондаренко. - Я не вижу здесь никакой коллизии. На мой взгляд, суду нужно просто определить, является ли то, что совершил Подъячий в 2011 году, преступлением с точки зрения России, или не является?

Простой и ясный вопрос! Только надо кому-то принять решение.

И Верховный суд республики его принял. По словам адвоката, он решил направить материалы уголовного дела Валерия Подъячего для приведения приговора в соответствие с законодательством РФ. Приводить в соответствие будет коллегия Верховного суда Крыма по уголовным делам.

- В слушании дела Валерия Подъячего объявлен перерыв до 6 декабря. Как поступить дальше, в случае если решение суда будет не в его пользу, Валерий еще не определился.

Кто снимет с него клеймо уголовника? Вопрос остается открытым.

Между тем глава Русской общины Евпатории Семен Клюев так и не дождался реабилитации. В январе 2016 года он скончался.