Напомним, ОАО "Тольяттиазот" входит в десятку мировых производителей аммиака с долей в диапазоне 10-11 процентов. В год компания способна производить 3 миллиона тонн аммиака. "Тольяттиазот" называют предприятием стратегического значения. Но, как пишут СМИ, компания давно и прочно находится в центре всякого рода скандалов - организационных, финансовых и даже уголовных.
Как сообщает одна из авторитетных федеральных газет, предыдущий председатель совета директоров "Тольяттиазот" Сергей Махлай сейчас проживает в США под именем George Mack. А в другом издании приводится не менее интересный факт - несколько лет назад известный журналист и блогер Олег Лурье выдвинул свою версию о сотрудничестве Сергея Махлая с американскими спецслужбами. Причем, по его мнению, на момент прихода в совет директоров "Тольяттиазота" Сергей Махлай уже сотрудничал с американцами.
В защиту своей версии журналист приводил несколько аргументов. Конечно, его выводы - это только предположения. Но в них как минимум есть серьезная пища для размышлений.
При этом Сергей Махлай является сыном Владимира Махлая, первого директора и основного владельца ТоАЗа, в 2005 году уехавшего за границу после того, как правоохранители выдвинули против него обвинения в неуплате налогов и мошенничестве на сумму в 550 миллионов долларов. В 2014 году, как сообщало агентство ТАСС, Басманный суд Москвы санкционировал заочный арест Владимира Махлая.
В конце июня этого года, по сообщениям прессы, следователи заявили, что завершили расследование и готовы передать в суд то самое дело. Журналисты задаются вопросом: закроет ли Петр Орджоникидзе черную страницу истории "Тольяттиазота", которая до сих пор оставляет не только у общественности, но и правоохранителей целый ряд вопросов?
Тем более что Петр Орджоникидзе родился в Соединенных Штатах в семье дипломата и провел там первые 10 лет жизни, что по законам США дает возможность предположить о наличии у него американского гражданства. Пост председателя совета директоров Петр Орджоникидзе занимает с мая этого года. При этом, как отмечает газета, свою работу он совмещает с должностью председателя совета партнеров лоббистской фирмы "Кесарев консалтинг".
Новый руководитель "Тольяттиазота" рассказывает об амбициозных планах и перспективах развития. Однако, как предполагают СМИ, Орджоникидзе - прежде всего давний лоббист интересов Сергея Махлая, а уж потом - руководитель промышленного предприятия. В химической промышленности Петр Орджоникидзе никогда не работал. Зато, по мнению "Общей газеты", он имеет крайне настораживающие связи и неоднозначное прошлое. Карьера Петра Орджоникидзе так или иначе большей частью связана с Америкой. Его специальность, по словам журналистов, "решать деликатные вопросы". Сможет ли он избавить предприятие от груза прошлого?
Тем более что проблемы выходят, кажется, за рамки банальной уголовщины, мошенничества и финансовых афер и переходят совершенно в иную плоскость, связанную с безопасностью. СМИ сообщили, что в декабре 2016 г. сотрудники ОМВД Тольятти и УФСБ Самарской области при обыске на территории "Тольяттиазота" обнаружили гранатомет РПГ-18 ("Муха"), приклад к автомату Калашникова, а также патроны различного калибра. А также экстремистскую литературу (как в печатном виде, так и на электронных носителях) и письма на имя турецкого бизнесмена Оздемира Бюлента.
Спустя сутки, как сообщили СМИ, сотрудники ФСБ задержали на конспиративной квартире в Самаре двух агентов ИГИЛ (террористическая организация "Исламское государство", запрещена в России). Одним из них оказался совладелец фирмы "МСА строй" Оздемир Бюлент, гражданин Турции, которого подозревают в связях с экстремистами, в том числе с запрещенным Исламским государством.
По версии некоторых СМИ, когда дело стало приобретать серьезные очертания, владельцы "Тольяттиазота" подключили к схеме по выводу денег "МСА Строй". Если подтвердятся подозрения о связях Бюлента с экстремистами, то, как пишет "Общая газета", вполне вероятно, что часть денег использовалась для поддержки Исламского государства. Таким образом, банальная жадность и нечистоплотность коммерсантов может обернуться непредсказуемыми последствиями. Возможно, это только предположения. Но и так просто отмахнуться от них нельзя.