09.11.2017 21:54
Поделиться

Социологи: Россияне не умеют управлять своими деньгами

Ноябрьский 2017 года выигрыш в лотерею 506 миллионов рублей - рекордный за всю историю России - сделал неизвестного воронежца долларовым миллионером. Ему, как и прежним четверым победителям лотереи, все без исключения, включая финансовых аналитиков, рекомендуют оставаться инкогнито. Почему?

Наталья Зарубина, доктор философских наук, профессор МГИМО показывает данные последнего "денежного" исследования ФОМ. Оно обнажает проблемы финансового мышления сограждан - злоупотребление кредитами, игнорирование финансовых рисков, отрицание страховых услуг в принципе и неверие в льготы. И, наконец, отказ откладывать на "черный день", считая, что он не наступит или "мы в нем живем".

- Противоречия, которые несут в себе функции денег, в полной мере отражаются на романе россиян с наличностью, - считает автор бестселлера "Деньги как социокультурный феномен" Наталья Зарубина. - Аксиомой взаимоуважения между денежными знаками и человеком остаются постулаты немецкого философа Георга Зиммеля. Он обосновал, что деньги, интегрируя - отчуждают, освобождая - создают новые зависимости, рационализируя - порождают иррациональность. Тот, кто принял эти правила игры, строит верные конструкции финансового поведения. Тот, кто о них не знает или посмеивается над "ученостью", руководствуется некоей денежной магией. На уровне фольклорных представлений считается, что "справедливая воля" распределяет деньги между людьми, а случайно пришедшие деньги воспринимаются как "чужая доля", "фарт" или везение.

Чтобы понять на какой стадии финансового рационализма или гипноза находится типичный россиянин, и потребовалось исследование ФОМ. Его необычность в том, что оно шло с участием финансовых консультантов, вычленявших модели финансового поведения общества. На один из первых вопросов консультанта: "Какие цели вы перед собой ставите?" 67 процентов опрошенных ответили: "А какие цели бывают?" Итог: 63 процента приходят не со своими целями. Вторая проблема - перекредитованность мелочами (42 процента). Люди берут в кредит мобильные телефоны, турпутевки и даже одежду, а на длительные приобретения - мебель, жилье, бытовую технику - как правило, берется лишь третий - пятый кредит, расплатиться с которым собираются в надежде на везение: "как-то так сложится, что за всё расплатимся". В 39 процентах случаев опрошенные соглашались с консультантами, что без кредита можно было бы обойтись.

У 87 процентов нет "заначки". Аргумент, что "черный день не наступил, но запас помогает достичь многих финансовых целей", не работает почти в 79 процентах случаев. Еще больше - 91 процент считают страховые услуги легальным "мошенничеством", около 61 процента не знают о льготах и вычетах по страховке, а из 39 процентов знающих о них 24 ими не пользуются, потому что "это слишком сложно".

Даже среди прагматиков растет число тех, кто полагается на авось и не откладывает деньги на черный день

В итоге исследование ФОМ "Что для вас значат деньги?" дало следующие результаты: около 70 процентов россиян все же рационалисты (для 63 процентов - деньги обеспечивают будущее семьи, для 17 процентов - награда за труд), чуть более 30 процентов - люди ситуативного поведения, подверженные гипнозу денег.

- Причем даже в сегменте прагматиков растет число тех, кто полагается на авось, - говорит старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Денис Стребков. - Что меня поразило, так это то, что за 20 лет, несмотря реформы, почти ничего не изменилось в структуре распределения ценности денег. Выросло лишь число тех, кто считает, что "деньги - мерило собственного успеха". Надежду дает и заметное снижение числа тех, кто считает, что деньги - "способ тратить, ибо мы не знаем, что нас ждет".

И Зарубина, и Стребков достижением исследования считают то, что люди открыто признают свою зависимость от денег, но что еще более важно - хотят, но не умеют освоить инструменты управления финансовыми потоками.

- Целеполагание на авось у нас выше, чем на финансовое право, потому что наше рыночное общество молодо, - считает Наталья Зарубина. - И мифологемы - "деньги - мерило личного успеха" и "деньги - это разрушение человеческой солидарности" тоже относительно молоды и меняются. С появлением виртуальных денег они начинают восприниматься как стихия, господство случайностей, которые рационально не познать. Их можно предугадать, "загипнотизировать" харизмой личности или выигрыша. Что для части общества ставит деньги вне моральных оценок.

Как показал опрос ФОМ, большинство тех, кто подвержен гипнозу денег, готовы делегировать финансовую ответственность, не хотят изучать сложную информацию, а предпочитают выбирать готовое решение. Эти данные убеждают социологов в том, что взаимоотношениям с деньгами и финансовому поведению необходимо учить в школе. И знания давать комплексно - выделить в цикл точных и гуманитарных дисциплин. Так же стоит учитывать, что дети учатся еще и на примере семьи.