Валерий Выжутович - о том, как россияне борются с нарушением трудовых прав

Почти 55 процентов российских граждан, столкнувшихся с нарушением своих трудовых прав, не готовы их отстаивать. Таков результат опроса, проведенного Центром социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС.

Как показало исследование, основные нарушения были связаны с задержкой и неполной оплатой труда, а также с изменением его режима. "Почти каждый четвертый респондент в 2016 году или в первую половину 2017 года сталкивался с каждым из этих видов нарушений. Примерно каждый десятый указал на факты нарушений в исследуемый временной интервал в связи с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска (нарушение сроков предоставления отпуска, его оплаты), при оформлении трудовых отношений с работодателем и в связи с оплатой больничных листов", - говорится в исследовании. Его авторы полагают, что полученные ими результаты показывают, насколько реальны государственные гарантии в сфере трудовой занятости. При этом отмечается, что количество нарушений трудовых прав наемных работников во многом зависит от формы собственности предприятия и типа бизнеса. Например, нарушения при оформлении трудовых отношений с работодателем на частных предприятиях происходят в 3,5 раза чаще, чем на предприятиях государственных или муниципальных.

Основными нарушениями трудовых прав граждане называют произвол начальства

Основными нарушениями трудовых прав граждане называют произвол начальства (об этом заявили 43 процента опрошенных) и несоответствие законов условиям реальной жизни (26,5). "Получается, - говорится в исследовании, - что несмотря на наличие определенных гарантий занятости и оплаты труда, работники слабо защищены ими на уровне предприятия от действий руководства. Руководители предприятий не опасаются наказаний за нарушения трудовых прав работников". А с другой стороны, отмечают эксперты, сами работники не проявляют решительности в отстаивании своих прав. Так, 54,4 процента респондентов, чьи трудовые права, по их мнению, были ущемлены, никуда не обращались. Треть опрошенных пыталась уладить дело с начальством, 5,1 процента обращались в профсоюз, а меньше всего респондентов искали защиты своих прав в судах, трудовых и налоговых инспекциях. Между тем, как показало исследование, обращения в органы исполнительной власти в подобных случаях не бывают напрасны: треть опрошенных в полной мере отстояли свои права, только 14,2 процента работников, сделав такую попытку, не добились успеха.

А вот результаты другого опроса (его проводил "Левада-центр"). Вдвое - с 40 до 20 процентов по сравнению с 2015 годом - снизилось число россиян, считающих акции протеста эффективным методом защиты своих прав. А тех, кто считает их неэффективными, стало больше - 67 процентов против 49 в 2015 году. Каким же способом граждане готовы защищать свои права в случае их нарушения? Доля тех, кто намерен обращаться в суд, снизилась с 22 до 16 процентов. С 14 по 9 процентов уменьшилось количество желающих искать правды путем голосования за политические партии. Число же предполагающих обратиться для восстановления справедливости в СМИ и госорганы осталось практически прежним - 11 процентов. Что касается готовности к митингам и забастовкам, то она сейчас небывало низкая - лишь 4 процента опрошенных приняли бы участие в акциях протеста.

Задолженность по зарплате уменьшилась с 4,5 млрд до 3,5 млрд рублей

На защиту своих интересов в конфликтах с работодателями граждане поднимаются столь же неохотно. Самый распространенный ответ рабочих - "забастовками нельзя ничего добиться" (31 процент). Того же мнения придерживаются технические специалисты, студенты, пенсионеры. А вот предприниматели, которых остановка работы уж точно не может радовать, на удивление спокойно относятся к забастовке, полагая, что это "нормальное средство решения назревших проблем" (34 процента). Примечательно, что рабочих, думающих так же, вдвое меньше. С тем, что "забастовка - крайняя мера, но в нынешних условиях ее бывает невозможно избежать", согласен 41 процент опрошенных.

Желающих добиваться справедливости через суд тоже стало меньше. По информации Судебного департамента при Верховном суде, число рассмотренных дел о незаконном увольнении снизилось с 15 974 в 2015 году до 15 382 в 2016-м. А по данным Центра социально-трудовых прав (ЦСТП), число протестов, связанных с работой, по сравнению с 2016 годом выросло незначительно - на 2,4 процента. И чуть-чуть стало больше случаев, когда сотрудники останавливают работу, формально не объявляя забастовок. По словам эксперта ЦСТП Петра Бизюкова, работники в условиях кризиса "используют новые инструменты давления на работодателя для ускорения выплаты зарплаты и получения законных социальных благ, не прибегая к забастовкам, которые запрещены в ЖКХ, медицине и на транспорте". Одним из таких инструментов стали разрешенные Трудовым кодексом уведомления о приостановке работы из-за задержки зарплаты свыше двух недель. К такому воздействию на работодателя, по данным ЦСТП, чаще других прибегают занятые в ЖКХ, строительстве и сфере образования. При этом отмечается снижение общей задолженности по зарплате - она, как сообщает Росстат, уменьшилась с 4,5 млрд до 3,5 млрд рублей. В целом же, полагают эксперты, нет оснований говорить о "многоотраслевой" забастовочной готовности. Призывы остановить работу более характерны для предприятий, где высока доля серой занятости и неформальных трудовых отношений.

По данным Росстата, число забастовок в стране не возрастает, а те, что иногда происходят, не получают большого общественного резонанса. Но более всего, как показывают опросы, россияне не одобряют политические протесты. Гражданская активность (ее лучше назвать общественной) до последнего времени проявлялась только при решении бытовых проблем по месту жительства.