10.11.2017 14:11
    Поделиться

    КС РФ разъяснил порядок организации встреч депутатов с избирателями

    Конституционный суд РФ разрешил депутатам встречи с избирателями без предварительного уведомления властей и указал на возможность дальнейшего совершенствования законодательства о публичных мероприятиях.

    Изучить поправки к Федеральному закону "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", вступившие в силу летом нынешнего года, судей попросила группа депутатов Государственной Думы. Они посчитали, что требование проводить встречи с избирателями в соответствии с законодательством РФ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях создают ограничения для исполнения депутатами всех уровней своих обязанностей по проведению встреч с избирателями. Кроме того, необходимость ставить органы исполнительной власти в известность о будущих встречах нарушает конституционный принцип самостоятельности власти - законодательная власть должна подчиняться решению, то есть разрешению исполнительной. Тем самым оказываются нарушены сразу более десятка положений Конституции РФ, в том числе статья 31 о гарантиях права граждан собираться мирно и без оружия.

    Однако, по мнению представителей органов власти, принявших и подписавших оспариваемый нормативный акт, в оспоренных требованиях нет нарушений Основного закона страны. Уведомительный порядок проведения встречи депутатов с избирателями всего лишь позволяет обеспечить безопасность - как участников мероприятия, так и незадействованных граждан, ведь отказать в проведении встречи чиновники не могут. А депутаты не могут пренебрегать требованиями, установленными для гармонизации публичных и частных интересов. Что касается стихийных встреч депутатов с избирателями, то они вообще не подпадают под действие данного закона, указал в ходе публичных слуше6ния представитель правительства РФ Михаил Барщевский.

    Конституционный суд фактически согласился с этими доводами. Положения 107-ФЗ от 7 июня 2017 года признаны не противоречащими Конституции РФ, однако нуждаются в разъяснениях, посчитали судьи. При этом, как пояснил судья Николай Бондарь, толкования даны в порядке абстрактного нормоконтроля, так как исчерпывающему толкованию пока мешает отсутствие правоприменительной практики.

    Наиболее простой вопрос - о разграничении власти. КС подтвердил, что встречи депутатов с избирателями проводятся в уведомительном порядке. Регулировать можно лишь время и место такой встречи, и то при наличии серьезных аргументов. "Только альтернативные варианты, но никаких запретов", - пояснил Бондарь. При этом место для проведения встреч предоставляется депутатам всех уровней без взимания платы в порядке очереди, то есть без учета уровня депутата и принадлежности к той или иной партии. Это указание должно обеспечить "соблюдение конституционно обоснованных прав оппозиции".

    Также КС указал, что Конституция РФ прямо не регулирует порядок проведения встреч депутатов с избирателями, что дает федеральному законодателю широкие полномочия по установлению такого порядка. В рамках этих полномочий определено несколько видов публичных мероприятий, которые различаются условиями проведения. Например, собрание, которое есть "присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов", предварительного уведомления не требует.

    - Законодательство о публичных мероприятиях распространяется не на все встречи депутатов с избирателями, а только на те, которые проводятся в форме митингов, - пояснил Николай Бондарь. - Если депутат считает целесообразным провести встречу в такой форме, то на него как на организатора митинга распространяются общие требования.

    Наиболее сложный момент в таких случаях - разграничить формы. Закон определяет митинг как "массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера". И если собрание перерастет в митинг, то теоретически депутат обязан ее приостановить, подать уведомление и возобновить после исполнения всех требований закона. А как это будет в действительности, покажет будущее. По мнению Николая Бондаря, переквалификация депутатских встреч возможна даже в судебном порядке.

    На основании этой практики в перспективе законодательство о проведении встреч депутатов с избирателями может меняться и впредь. В решении КС РФ прямо указано, что "законодатель вправе дальше совершенствовать порядок проведения встреч депутатов с избирателями, в том числе с точки зрения пределов распространения на такие встречи законодательства о публичных мероприятиях".

    Поделиться