- Немалый интерес вызовут материалы, обобщившие уникальный опыт защитников Сталинграда в городских условиях, на примерах самых успешных советских снайперов - участников сталинградских боев, в том числе знаменитого Василия Зайцева, - отмечают в пресс-службе министерства.
Грандиозная битва на Волге началась 17 июля 1942 года. В город война ворвалась 23 августа тяжелейшей бомбардировкой. Вот что пишет Сталину командующий Сталинградским фронтом Андрей Еременко: "Сегодня Сталинград очень сильно пострадал от бомбежки и возникших от нее пожаров. Полностью выгорел центр города, сгорели здания обкома, телеграфа, дом советов, дом прокуратуры, дом книги, типография областной газеты, дом обороны и много жилых кварталов".
Сводка № 465 штаба сухопутных сил вермахта о положении советских войск от 23 сентября 1942 года помечена строгим предупреждением: "Только для личного пользования, дальнейшая передача запрещена! Секретно!". Немецкие штабисты дают общую картину театра военных действий группы армий "B": "В районе Сталинграда положение противника не изменилось. Между Волгой и Доном противник начал наступление мощными силами пехоты и танков против 14 Т.К. и 8 А.К. Вклинения были частично устранены в ходе контратак, частично бои еще продолжаются".
А так говорится о шестой армии, которой командовал Паулюс: "Атаки противника из района нефтеперегонного завода и по высоте 102,0 (Мамаев курган - "РГ") потерпели поражение. <…> Западнее татарских окопов сильная атака противника еще продолжается. Очень сильный огонь артиллерии и многоствольных установок по западному флангу 14 Т.К. После мощной артподготовки противник начал атаку крупными силами пехоты с танками южнее Котлубани против правого фланга 8 А.К.".
Германские аналитики отмечают и изменения в нашей группировке. Сообщается о новом формировании 93-й стрелковой дивизии из обозников и штабных служащих других соединений. О 91-й танковой бригаде, собранной в Нижнем Тагиле, им даже известно, что новые танки получены из Челябинска. Прогнозированное появление других соединений не подтвердилось. Гитлеровские эксперты предполагают, что их отвели на отдых и доукомплектование.
А вот с чем Главное политическое управление РККА обращалось к немецким солдатам в специально выпущенной для них листовке: "Запутавшись окончательно в своих безумных захватнических планах, Гитлер кричит: "Возьмите Сталинград!" Море крови немцев пролито, несколько миллионов немцев погибло, а он орет: "Возьмите Сталинград". Около месяца вы под Сталинградом. Чего вы добились? Десятки тысяч немцев легли под Сталинградом, а он остается и останется советским. И это неслучайно, ибо Сталинград советский город. Сталинград - это Волга. А Волга - это Советская Россия. Никогда свободолюбивый русский народ не отдаст Сталинград, не отдаст Волги, не станет на колени перед захватчиком - фашистской Германией".
Есть обращение конкретно к военнослужащим 16-й танковой дивизии. Здесь приведены слова солдата Георга Беррехайма, находящегося в нашем плену: "Зачем вести эту войну дальше? Каждый день на фронте и в тылу гибнут тысячи немцев. Наша часть уже получила зимнее обмундирование. А это значит, что и эту зиму нам придется воевать. Товарищи! Сдавайтесь в плен, и война для нас будет закончена". Листовки служили пропуском для перехода на сторону Красной армии.
На 14 листах с пометками "секретно" и "хранить постоянно" содержится описание действий штурмовых групп 62-й армии. Это они стали круглосуточным кошмаром фашистов, ведя уличные бои, те самые, что "за каждый дом".
Подполковник Оробинский обстоятельно и даже с юмором излагает основы дела: "Бойцы гвардии старшего лейтенанта Драгана вместе со своим смелым командиром штурмовали сталинградский вокзал, гвоздильный завод, они хитростью захватили "Дом Павлова". Это нас учит: врывайся в дом вдвоем - ты да граната. Оба будьте одеты легко: ты - без вещевого мешка, граната - без рубашки. Врывайся так: граната впереди, а ты за ней. Проходи весь дом опять же с гранатой, граната впереди, а ты за ней".
Маленькие мобильные отряды по шесть-восемь человек, вооруженных гранатами, автоматом, ножом и саперной лопаткой, используемой как топор, первыми врываются в здание. Командир несет осветительные ракеты, иногда телефон. После его сигнала подтягивается группа закрепления - у них пулеметы, противотанковые ружья и минометы, ломы, кирки, взрывчатка. В их составе обязательно есть снайперы и саперы. Для пополнения сил может быть привлечен резерв.
Разъяснение военной науки идет на примере захвата двух объектов: Г-образного дома (шестиэтажное здание длиной два квартала, стоявшее на берегу реки) и Дома железнодорожников. Вот как действовали бойцы отряда старшего лейтенанта Сидельникова, штурмовавшие первый объект. Пулеметчик и минометчик вбежали в здание, за ними следовали вторые номера с суточным запасом боеприпасов. Прежде всего нужно было захватить верхние или средние этажи, чтобы можно было простреливать окрестность и не дать подойти вражескому подкреплению.
"Некоторые командиры ставят вопросы: темнота или дым? Мы отвечаем: и то и другое. Важно, чтобы, действуя под прикрытием темноты или дымовой завесы, командир обеспечил управление боем. Вот в чем существо вопроса, - продолжает Оробинский. - При штурме Дома железнодорожников был применен дым. Завеса держалась 13 минут и скрыла от трех немецких ДЗОТов, вынесенных на фланг, действие южных групп штурма, что и требовалось".
Напоследок несколько слов о кухне снайперов. Тут самое главное - это выбор позиции. Рекомендуется занимать место в глубине здания так, чтобы звук гасился, а вспышка от выстрела была не видна. Например, знаменитый Василий Зайцев убил 32 немцев, спрятавшись в железном баке на третьем этаже дома. Чтобы другие бойцы не располагались там же (их присутствие могло выдать его), Зайцев написал на баке мелом: "Опасно, пристреляно немецкими снайперами".
Видя такое предупреждение, советские солдаты стороной обходили это "гнездо". Меткий стрелок Лимар обосновался в машинном отделении мостового крана. Для поглощения звука и света от пламени он обил стенки подушками и прорезиненным ковром. За три дня он уничтожил 40 гитлеровцев. Его коллега Рудольский притаился в печке разбитого дома, а снайпер Куликов отстреливал захватчиков из вагона-рефрижератора. Стрелки тесно сотрудничали с артиллеристами и минометчиками. Тяжелые орудия били по блиндажам, выкуривая оттуда немцев, которых добивали снайперы. В голливудском фильме "Враг у ворот", например, показана снайперская дуэль, в которой Василий Зайцев в исполнении Джуда Лоу одержал верх над бившим без промаха майором Кенигом. Это противостояние имело место в действительности. Обратимся к тексту рассекреченного документа.
"В районе высоты 102,0 немецкий снайпер не давал нашим бойцам и командирам прохода. Снайперы Зайцев и Куликов решили прикончить его. Четыре дня враги преследовали друг друга. На четвертый день, убив двух солдат, Зайцев не стал стрелять по проходившему через значительный промежуток времени третьему солдату. Немецкий снайпер думал, что он в безопасности, приподнял лист железа и вылез из тайника, потягиваясь от усталости. Первым выстрелом был убит немецкий снайпер, а вторым - бросившийся бежать солдат", - пишет Оробинский.