13.11.2017 10:49
    Поделиться

    Как определить надежность авиакомпании и не потерять деньги на билетах

    Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс":

    - Собираясь в отпуск, на длинные праздничные выходные и планируя путешествие, люди предпочитают покупать авиабилеты заранее, поскольку ближе к дате вылета они могут подорожать на 50 процентов или вовсе закончиться. Тогда придется либо отложить поездку, либо добираться с множеством пересадок. А кому-то билеты могут быть необходимы для оформления визы. Проблема часто усугубляется тем, что авиакомпании продают часть билетов со скидками за так называемые бонусные мили. Такие билеты и заканчиваются в первую очередь.

    Между тем существует определенный риск. Купив билет заранее, можно столкнуться с необходимостью приобретать новый, уже непосредственно перед поездкой, из-за того, что авиакомпания обанкротилась.

    Регулярные рейсы под охраной государства

    Впрочем, если речь идет о регулярном рейсе, то здесь пассажиры защищены постановлением правительства. По этому документу другие авиакомпании вывезут вас за счет федерального бюджета. И ждать, когда завершится процедура банкротства (процесс может занять несколько лет) не нужно. Механизм довольно прост. Росавиация приостанавливает сертификат, ограничивает продажи билетов, если перевозчик не в состоянии летать, и договаривается, какие именно авиакомпании берут на борт пассажиров возможного банкрота. Этот механизм был отработан еще при прекращении полетов AiRUnion (это было в 2008 году). Аналогичный механизм действовал в случае с "Трансаэро", которая прекратила полеты осенью 2015 года.

    Есть еще вариант - вернуть деньги за билет. В данном случае это можно сделать и по невозвратным тарифам. Если даже перевозчик вывел средства со своих счетов, то часть денег хранятся как резерв в Транспортной клиринговой палате на счетах компании. Конечно, придется добавить денег на билет, если он куплен за полгода до даты вылета.

    Берегись чартера

    Теперь, что касается чартерных полетов. Примером может стать ВИМ-Авиа. В подобных случаях по закону о туризме туроператоры должны взять на себя все расходы по перевозке туристов, которые не могут вылететь вовремя. Они обязаны обеспечить проживание, питание для пассажиров, которые ждут вылета. Ведь договор чартерной перевозки заключается между авиакомпанией и турфиромой. И ответственность несет фрахтователь. И в данном случае не предусмотрена помощь государства.

    Но как показала история с ВИМ-Авиа, те пассажиры, кто покупает пакетные туры, как правило, рискуют больше всего. У них часто нет выбора перевозчика, хотя по закону такое право есть. В случае появления проблем у авиакомпании организованные туристы все трудности испытывают на себе. Но они могут рассчитывать на помощь от турпорератора, РСТ и государства. Организованных туристов всегда спасали. Самостоятельным путешественникам лучше выбирать перевозчика понадежнее.

    Как же определить надежность компании

    В интернете можно увидеть рейтинги авиакомпаний по безопасности, пунктуальности, качеству сервиса, отзывам пассажиров и прочие. Та же ВИМ-Авиа попадала на высокие места в рейтингах Forbes еще в начале года! Но нигде вы не найдете рейтинга финансовой надежности авиакомпаний. В основном интернет ограничивается советом, который никогда не пригодится подавляющему большинству пассажиров: не летать авиакомпаниями из бедных африканских стран.

    На наш взгляд стоит использовать рейтинг пунктуальности, который публикует Росавиация не реже чем раз в месяц, а с недавнего времени информация о задержках публикуется каждый день. ВИМ-Авиа, кстати, фигурировала в последней сводке за лето 77 раз, причем в одном случае прямо указано, что рейс был задержан из-за финансовых проблем! Если у перевозчика есть проблемы с финансированием, запасными самолетами, если он набрал большое количество чартерных заказов и не может их выполнить, все это будет видно по статистике его пунктуальности.

    Еще в рамках рекомендаций ИКАО есть такой пункт: если авиакомпания нарастила объем перевозок более чем на 10 процентов, значит, у нее могут возникнуть проблемы с выполнением норм по безопасности полетов. Резкий рост перевозок в рамках одной авиакомпании может плохо сказаться на финансовом положении и вызвать задержки рейсов. Получается, что нужно выбирать стабильную компанию, которая стабильно развивается и не берет на себя лишних обязательств, не демпингует. В случае с ВИМ-Авиа туроператоры знали, что он демпингует, но рисковали. Отправляли туристов даже без обратного билета. И такой момент тоже должен насторожить, если вас туроператор отправляется в путешествие с билетом в один конец, а на обратный путь дает маршрутную квитанцию или просто напоминание о дате вылета.

    Однако ориентироваться только на частоту рейсов не стоит. Они задерживаются также из-за погодных условий, из-за длительного обслуживания в аэропортах и по другим причинам. Хотя, если у авиакомпании маленький авиапарк, и она часто допускает сбои расписания, все-таки возникает повод насторожиться. Росавиация периодически угрожает непунктуальным авиакомпаниям отстранить их от выполнения чартерных рейсов. Сведения об авиакомпаниях можно найти также на сайте Росавиации. В реестре содержится информация об аэропортах, в которых базируется авиакомпания и парке ее судов. 

    Есть на сайте ведомства и план проверок авиакомпаний на год. Длится одна проверка порядка семи месяцев, поэтому можно сказать, что контроль проводится постоянно. В карте проверки обязательно отмечается ревизия финансово-экономического состояния. Это важный критерий, поскольку от финансового положения косвенно зависит безопасность полетов.

    Но, как показала практика, проверка в прошлом не гарантирует отсутствия проблем в будущем. ВИМ-Авиа проходила проверку весной, и никаких мер по итогам принято не было. К сожалению, не приходится рассчитывать на эффективность госконтроля в финансовой сфере, это хорошо видно на примере банковской системы. Банки, порой входящие в топ-50, внезапно оказываются финансово несостоятельными. При этом контроль за банками гораздо более строгий и постоянный.

    Над Европой тоже тучи ходят хмуро

    Возможно, стоит ориентироваться на цены билетов и размер авиакомпании? Насколько велик риск, что компания, которая предлагает дешевые билеты, скоро обанкротится, а, если компания крупная или выполняет только регулярные рейсы, можно ли это считать гарантией надежности? Или, может быть, иностранные компании более надежны в финансовом плане? И тут вынужден разочаровать. Разорившаяся "Трансаэро" была второй на рынке после "Аэрофлота", ВИМ-Авиа входила в первую десятку чартерных перевозчиков. В Европе за последние годы обанкротились три крупные авиакомпании, среди которых AirBerlin, парк которой насчитывает почти 150 самолетов. В то же время многие крупные лоукостеры, такие как EasyJet успешно летают и получают прибыль. И мелкие российские компании, заточенные в основном под чартеры и региональные рейсы, не заявляют о проблемах и не ищут покупателя.

    Есть и еще одно обстоятельство. Стоит иметь в виду, что в эпоху крупных авиационных альянсов часть рейсов выполняется по код-шерингу. Оператором купленного полета может быть назначен партнер, а ему может внезапно "стать плохо". Даже если деньги за билет вернут, то новый к тому времени выйдет уже дороже. Наконец, отчаявшийся путешественник вспомнит о страховке от невыезда, но увы, она не распространяется на случай финансовой несостоятельности авиаперевозчика. Хоть собственный самолет покупай. Так что над авиабизнесом в Европе тоже небезоблачное небо. Периодически закрываются не только мелкие, но и крупные компании.

    С мелкими игроками проще: потенциально есть очередь желающих купить авиакомпанию. В случае проблем у крупного перевозчика государства, как правило, не оставались к ним безучастными.

    Правительство Италии помогало Alirtalia в кризис, немецкое правительство помогает в продаже AirBerlin. Часть ее бизнеса, возможно, купит Lufthansa. Пассажиры, как правило, при этом не страдают: контракт предусматривает выполнение ранее проданных обязательств. Да и потеря сотни евро для среднего европейца чаще всего не является сильным ударом по семейному бюджету.

    Новость об объединении Нордавиа и Red Wings не прибавила оптимизма участникам рынка. Одной из причин этого шага называется повышение финансовой устойчивости. Вероятнее всего, процесс укрупнения компаний продолжится. Сейчас порой даже крупным игрокам трудно выжить в сегменте коммерческих перевозок. Практически все ведущие авиакомпании периодически испытывали временные затруднения, а лоукостеры уходили с рынка.

    Не будем унывать!

    После 2019 года ситуация на рынке гражданской авиации не станет проще, поскольку иностранная техника будет облагаться пошлинами, а отечественная пока будет в дефиците. МС-21, призванный заменить А-320 и аналоги, начнут поставлять авиаперевозчикам, вероятнее всего, в 2020-х. Не имея возможности заменить парк заранее, компании будут нести повышенные расходы на обслуживание, а это еще больше истощит их финансы. Не исключаю, что вопрос "как выбрать надежную авиакомпанию" вновь будет актуальным.

    Однако не хочется заканчивать статью на грустной ноте. Так происходит не потому, что рынок дикий, а потому, что авиационный бизнес очень сложен во всех отношениях. Рисков в этом бизнесе огромное количество, и их невозможно устранить. Они присущи любой авиакомпании. Но многие все-таки справляются с трудностями.

    Семь советов, как удачно купить билет

    Поскольку невозможно предсказать, кого следующего накроет кризис, стоит следовать правилам, которые немного снизят риск невылета или уменьшат убытки. Во-первых, покупайте билеты напрямую у авиакомпаний. Покупка у посредников кратно увеличивает риск. Наличие дешевых билетов одной авиакомпании у сторонних продавцов может косвенно свидетельствовать о финансовой дыре у перевозчика.

    Во-вторых, отдавайте предпочтение компаниям, значимым для государства или своих крупных собственников. Они, скорее всего, будут оказывать поддержку при возникновении трудностей. В-третьих, старайтесь не покупать билеты ранее чем за три месяца. Наличие большого количества билетов в продаже за много месяцев до вылета, особенно если это сопровождается мощной рекламной кампанией, также является негативным сигналом о том, что перевозчик пытается поправить финансовое положение.

    В-четвертых, выбирайте возвратные билеты при покупке заранее. Даже если с компанией все хорошо, ваши планы могут измениться. В-пятых, наиболее опасный период, когда авиакомпании начинают подавать сигнал SOS - конец активного сезона, как правило, август-сентябрь. Учитывайте это при планировании поездки.

    В-шестых, если вы купили билет заранее, стоит следить за динамикой цен на нефть и авиакеросин, а также за движениями курсов евро и доллара. Не менее 40 процентов расходов авиакомпаний приходится на топливо. Как показала практика, перевозчики плохо умеют страховать риски резкого роста расходов. В-седьмых, сохраняйте спокойствие и резерв наличных средств на случай, если неприятности все же произойдут. Это универсальный совет, и пригодится в любых сложных ситуациях.

    Приятного полета!

    Поделиться