Приз "Зрительское признание" от проекта "Театральная Россия" по результатам открытого голосования среди зрителей получил режиссер Илья Славутский за спектакль "Женитьба" Казанского драматического театра имени В.И. Качалова. Им в награду - гранты от Министерства культуры РФ на будущие постановки, сертификаты на участие в гастролях в российских регионах и как главный бонус (и не только победителям, но и всем участникам) - приглашения на постановки в петербургские и московские театры. Ведь работы молодых режиссеров смотрели и оценивали выдающиеся режиссеры, руководители ведущих российских театров: Алексей Бородин, Сергей Женовач, Дмитрий Крымов, Григорий Козлов, Римас Туминас, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, и некоторые из них уже ведут конкретные переговоры. Именно это выгодно и выигрышно отличает первую театральную биеннале от уже существующих театральных фестивалей.
"Есть некая тревога за судьбу театра. Хотел бы я пожелать молодым режиссерам, чтобы они любили человека, берегли слово и верили себе", - напутствовал участников Римас Туминас. "Мы учились друг у друга, - признавался Сергей Женовач. - Я всем, кто показал свои работы, пожелаю как можно дольше оставаться молодыми. И главное - научиться держать удар, потому что заниматься режиссурой непросто. Естественное состояние режиссера - нежелание начинать репетицию. Мы занимаемся мазохизмом. Петр Фоменко раз в неделю говорил: ребята, я подумал, нам надо расстаться… И это была трагедия и драма, которая повторялась для нас раз в месяц..."
Адольф Шапиро остерегал молодых от соблазнов: "Пусть режиссеры говорят только своим голосом. В нашей профессии все возможно. Будьте готовы ко всему".
А Дмитрий Крымов признавался: "Я не чувствую себя человеком, который может давать советы не своим ученикам, а просто молодым режиссерам. Это даже не советы, а заповеди, по которым я стараюсь жить сам: сделай хорошо. Сделай нескучно, достойно, умно. Представь себе, что в зале сидит если не Станиславский, то кто-то, кто тебе дорог, а не просто абстрактные люди, которых надо веселить. Думай о публике хорошо - так, как ты думаешь о себе, и даже лучше... И иногда полезно посмотреть не что-то высоко почитаемое, а что-то, от чего оттолкнется масса мыслей, как нужно двигаться дальше".
А Григорий Козлов подытожил: "Все эти призы - вещи субъективные. Участие - это уже хорошо. Наш театр уже с двумя режиссерами переговоры ведет…"
И его примеру собирались последовать и другие члены жюри. Собственно, желание максимально сократить возможные препятствия на пути от признания молодого режиссера до применения его таланта на практике и лежало в основе идеи создания биеннале.
Немного статистки: участие в биеннале приняли 16 драматических и 30 музыкальных спектаклей 35 российских театров, которые показали свои постановки на 18 сценических площадках Москвы.
В конкурсе биеннале показали 14 постановок молодых режиссеров из Новосибирска, Архангельска, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга и Москвы. Спектакли и выставки биеннале посетило более 37000 зрителей.
Онлайн-трансляции спектаклей посмотрели тысячи зрителей в 8 регионах страны. Мастер-классы ведущих режиссеров музыкального и драматического театров собрали 1800 участников; а онлайн-трансляции мастер-классов посмотрело более 70 000 зрителей, что по театральным меркам почти олимпийский рекорд.