Названы лауреаты фестиваля "Уроки режиссуры"

Лауреатами стали: Егор Перегудов со спектаклем театра "Современник" "Поздняя любовь", Егор Равинский за "Свои люди - сочтемся" в РАМТе и Денис Хуснияров, поставивший "Камень" в Санкт-Петербургском драматическом театре на Васильевском.

Приз "Зрительское признание" от проекта "Театральная Россия" по результатам открытого голосования среди зрителей получил режиссер Илья Славутский за спектакль "Женитьба" Казанского драматического театра имени В.И. Качалова. Им в награду - гранты от Министерства культуры РФ на будущие постановки, сертификаты на участие в гастролях в российских регионах и как главный бонус (и не только победителям, но и всем участникам) - приглашения на постановки в петербургские и московские театры. Ведь работы молодых режиссеров смотрели и оценивали выдающиеся режиссеры, руководители ведущих российских театров: Алексей Бородин, Сергей Женовач, Дмитрий Крымов, Григорий Козлов, Римас Туминас, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, и некоторые из них уже ведут конкретные переговоры. Именно это выгодно и выигрышно отличает первую театральную биеннале от уже существующих театральных фестивалей.

"Есть некая тревога за судьбу театра. Хотел бы я пожелать молодым режиссерам, чтобы они любили человека, берегли слово и верили себе", - напутствовал участников Римас Туминас. "Мы учились друг у друга, - признавался Сергей Женовач. - Я всем, кто показал свои работы, пожелаю как можно дольше оставаться молодыми. И главное - научиться держать удар, потому что заниматься режиссурой непросто. Естественное состояние режиссера - нежелание начинать репетицию. Мы занимаемся мазохизмом. Петр Фоменко раз в неделю говорил: ребята, я подумал, нам надо расстаться… И это была трагедия и драма, которая повторялась для нас раз в месяц..."

Адольф Шапиро остерегал молодых от соблазнов: "Пусть режиссеры говорят только своим голосом. В нашей профессии все возможно. Будьте готовы ко всему".

А Дмитрий Крымов признавался: "Я не чувствую себя человеком, который может давать советы не своим ученикам, а просто молодым режиссерам. Это даже не советы, а заповеди, по которым я стараюсь жить сам: сделай хорошо. Сделай нескучно, достойно, умно. Представь себе, что в зале сидит если не Станиславский, то кто-то, кто тебе дорог, а не просто абстрактные люди, которых надо веселить. Думай о публике хорошо - так, как ты думаешь о себе, и даже лучше... И иногда полезно посмотреть не что-то высоко почитаемое, а что-то, от чего оттолкнется масса мыслей, как нужно двигаться дальше".

А Григорий Козлов подытожил: "Все эти призы - вещи субъективные. Участие - это уже хорошо. Наш театр уже с двумя режиссерами переговоры ведет…"

И его примеру собирались последовать и другие члены жюри. Собственно, желание максимально сократить возможные препятствия на пути от признания молодого режиссера до применения его таланта на практике и лежало в основе идеи создания биеннале.

Пусть режиссеры говорят только своим голосом. В нашей профессии все возможно. Будьте готовы ко всему

Немного статистки: участие в биеннале приняли 16 драматических и 30 музыкальных спектаклей 35 российских театров, которые показали свои постановки на 18 сценических площадках Москвы.

В конкурсе биеннале показали 14 постановок молодых режиссеров из Новосибирска, Архангельска, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга и Москвы. Спектакли и выставки биеннале посетило более 37000 зрителей.

Онлайн-трансляции спектаклей посмотрели тысячи зрителей в 8 регионах страны. Мастер-классы ведущих режиссеров музыкального и драматического театров собрали 1800 участников; а онлайн-трансляции мастер-классов посмотрело более 70 000 зрителей, что по театральным меркам почти олимпийский рекорд.