Валентина Александровна Потяркина живет в доме, расположенном на улице Пушкина, 95, с 1974 года. Уже когда она заселялась, дом был изрядно потрепан жизнью - деревянный двухэтажный барак 1934 года постройки никогда не видел капитального ремонта. В памяти Валентины Александровны остались времена, когда дом топили дровами. Со временем здание подключили к централизованному отоплению, и на этом блага цивилизации закончились. За водой жильцам приходится ходить на колонку, канализации в доме нет. В бараке проваливаются полы, трещат стены, жильцы жалуются на холод, но здание официально так и не признано аварийным.
В очереди на жилье Валентина Александровна стояла с конца 80-х. В 2012 году ее терпению пришел конец, и пенсионерка подала в суд на администрацию Сыктывкара. Фемида оказалась к ней благосклонна: суд постановил предоставить пенсионерке новое жилье ввиду того, что ее комната не пригодна для проживания.
Шло время, Валентина Александровна по-прежнему жила в комнатушке на улице Пушкина, и никто ей ключи выдавать не спешил. В администрации объясняли это тем, что площадь комнаты, где живет пенсионерка, всего 17 с небольшим метров. Новостроек такой площади в городе просто нет, а доплату бы пенсионерка не потянула.
Когда с момента решения суда прошло пять лет, Валентина Александровна вновь пошла в суд. На сей раз она потребовала возместить ей моральный вред. Свои пятилетние страдания пенсионерка оценила в миллион рублей.
Практика такова, что истцы довольно часто оценивают моральный ущерб в крупные суммы, но суды обычно их сильно занижают. Например, никого не удивляет ситуация, когда компенсация морального вреда составляет тысячу или две тысячи рублей. Но в случае с Потяркиной суд согласился с ее доводами и оценил нанесенный пенсионерке моральный вред в 200 тысяч рублей.
Само решение вынесено совсем недавно, поэтому денег на руки пенсионерка пока еще не получила. В администрации затруднились сказать, когда же Потяркиной подыщут новое жилье. Но выигранное дело увеличивает шансы пенсионерки на переезд, ведь полученные деньги она сможет использовать в качестве доплаты за полноценную квартиру в новостройке. Главное, чтобы квартиру ей все-таки выделили.
Сергей Краузе, адвокат:
- Если разобраться, 200 тысяч рублей за пять лет - это не такая уж и большая сумма, получается 40 тысяч за год. Это дело прецедентно даже не суммой, а тем, что пять лет не исполнялось решение суда и что компенсировать моральный вред будут городские власти. Сейчас взыскивают через суд компенсацию морального вреда в основном с коммерческих организаций. То, что этот же механизм работает и в сфере государственных институтов, я считаю довольно важным.