14.11.2017 06:04
    Поделиться

    Что показал и какие перемены принес Год экологии в России

    Глава минприроды Сергей Донской, анонсируя предстоящий в декабре V Всероссийский съезд по охране окружающей среды, отметил заметно возросший интерес к охране природы со стороны обычных граждан, властных структур и производственных компаний - больших и малых, что в нынешних условиях особенно ценно.

    "Объем внимания к вопросам охраны природы в 2017 году был рекордным, граждане нашей страны активно вовлекаются в природоохранную повестку, в проектах все активнее участвует бизнес", - констатировал министр.

    Специальной площадкой, где развернется профильная дискуссия и будут явлены факты участия бизнеса в экологической модернизации производств, обещает стать II международная выставка-форум "Экотех", которая пройдет в Москве в те же декабрьские дни, что и съезд ревнителей природы. Одним из примеров высокотехнологичных инвестиций в природоохранную деятельность министр Донской назвал проекты по переработке и утилизации попутного нефтяного газа.

    У позитивного опыта есть и другие адреса, которые с нефтегазовым комплексом не связаны. В рамках акции "Чистые берега" и федеральной целевой программы "Вода России" только за четыре месяца этого года - с 1 июня до 30 сентября - очищены берега 10 тысяч водоемов и рек, включая Волгу, Дон, Енисей, Обь, Амур, Урал, Печору и сотни других менее известных и совсем неизвестных рек, озер, ручьев, водохранилищ, родников.

    Как подсчитали организаторы, более 1,5 миллиона человек из 80 регионов приняли участие во всероссийской акции по уборке водоемов и их берегов. Из водоохранной зоны удалено без малого 240 тысяч кубометров мусора. Чтобы вывезти его далеко-далеко, потребовалось бы четыре тысячи железнодорожных вагонов.

    Сам собой возникает вопрос: это ж кто и когда сумел так масштабно нагадить?! Показывать пальцем не будем, но повод задуматься и оглянуться, согласитесь, есть. Тем более, когда рядом открываются факты и вовсе одиозные.

    Не три и не пять, а 33 уголовных дела завела Генеральная прокуратура по результатам проверки того, как соблюдается природоохранное законодательство на Байкале. В одной только Иркутской области выявлено более тысячи нарушений закона, в суды направлено 120 исков о взыскании ущерба окружающей среде, который оценили в 156 миллионов рублей. В соседней Бурятии (а с ее территории, заметим, на 90 процентов пополняется водой Байкал) все очистные сооружения, которые были охвачены проверкой, имеют изъяны и остро нуждаются в реконструкции.

    Более 1,5 миллиона россиян приняли участие во всероссийской акции по уборке водоемов и их берегов

    И в Бурятии, и в Иркутской области много неразберихи и прямого криминала на полигонах бытовых отходов. А органы местного самоуправления явно не без корысти оформляют землеотводы без положительного заключения экологической экспертизы. В Иркутской области построено или строится более 50 таких объектов. Там же, на территории одного только Ольхонского района, выявлено полсотни туристических баз и отелей, грубо нарушающих водное и земельное законодательства при сбросе отходов.

    Но самая "острая" язва на байкальском берегу - это, конечно, шлам-лигниновые отвалы Байкальского ЦБК: 6,5 миллиона тонн! Что в сравнении с ними те 10 тысяч тонн металлолома в виде ржавых бочек из-под ГСМ, что удалось вывезти нашим военным за три последних года с островов в российском секторе Арктики? К тому же площадь вновь построенных за то же время 425 объектов минобороны на арктических островах достигла 700 тысяч квадратных метров. "Ни одна страна мира не осуществляла подобное масштабное строительство в условиях Крайнего Севера", - не без гордости заявил на коллегии минобороны первый замглавы оборонного ведомства Руслан Цаликов…

    Начинать надо с детей, перевоспитывать стариков - занятие малоперспективное, считает Сергей Иванов

    А вот наши ученые и технологи в отличие от наших военных похвастаться пока не могут: нет у них готового решения, что делать с опасными отходами БЦБК. Зато есть адресованное правительству поручение президента России ликвидировать в 2018-2020 годах последствия деятельности Байкальского комбината за счет средств бюджета. А еще - поручение Генпрокуратуре РФ и Росприроднадзору проверить законность деятельности, негативно влиявшей на окружающую среду Байкала.

    Как признался в разговоре с журналистами научный руководитель Института геологии и минералогии Сибирского отделения РАН академик Николай Похиленко, делать из шлам-лигнина брикеты и просто их сжигать нельзя, так как это нанесет ущерб атмосфере. Если сжигать, то только в плазменных установках - при очень высоких температурах. Простой расчет показывает: чтобы сжечь 6,5 миллиона тонн шлам-лигнинов в двух дорогостоящих плазменных печах, потребуется 40 лет. А если последовать примеру военных и задаться целью вывезти с берегов Байкала опасное наследство БЦБК, то все транспортные возможности региона как минимум два десятилетия будут задействованы на решение только этой одной проблемы…

    6,5 миллиона тонн опасных шлам-лигнинов досталось Байкалу в наследство от ЦБК, сорок пять лет работавшего на его берегу

    В дни, когда готовился к печати наш выпуск, в Иркутске намеревались собрать научный консилиум с участием специалистов уже упомянутого Института геологии и минералогии, Института катализа, Лимнологического института и других научных учреждений Сибири. "Нам предложено очень серьезно отнестись к ликвидации последствий воздействия БЦБК на Байкал, - заключил академик Похиленко. - Надо опасность снять. Технологий выверенных нет, их предстоит выбрать, понимая, что ошибок здесь не должно быть".

    Незадолго до этого премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении АО "Росгеология" единственным подрядчиком по ликвидации последствий негативного воздействия отходов Байкальского комбината. В пользу такого решения еще в августе ратовал министр Донской. Исполнитель и деньги нашлись - значит, найдутся и технологии. Но даже они, современные, эффективные и доступные, не защитят от деградации природу, если человек как существо разумное не изменит своего отношения к ней. Пожалуй, именно в этом, а не только в бравурных отчетах и сомнительных рекордах Года экологии состоит его важнейший вывод-итог.

    Светло и чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Чтобы не было разрухи в парадных, а на месте придорожной парковки не росли горы пластика и стекла, с мусором и разрухой надо разбираться в головах. Причем чем раньше, тем лучше. Спецпредставитель президента России по вопросам экологии Сергей Иванов на этот счет справедливо заметил, что "начинать всегда надо с детей. Перевоспитывать стариков - занятие малоперспективное".

    накануне

    Арктика и атом: развитие и экология - такой общий вектор задает программа Международного общественного форума-диалога "АтомЭко-2017", который состоится на будущей неделе в Москве. В центре внимания окажутся новые, востребованные Арктикой, экономически эффективные и экологически безопасные технологии, что рождены российской атомной отраслью. А линейка таких разработок и проектов интерес вызывает немалый. Ведь речь не только об универсальных атомных ледоколах или суперледоколе "Лидер", но и о совершенно других по назначению и габаритам автономных модулях для энергообеспечения работ в Арктике, в том числе подводной добычи полезных ископаемых и решения иных задач. Эксперты обсудят текущее состояние экологической безопасности в Арктическом регионе и, конечно, не обойдут стороной проблему очистки морских акваторий от ранее затопленных и затонувших объектов.

    далекое - близкое

    "Белая книга" надежды

    Четверть века назад извлекли на свет радиоактивные тайны со дна арктических и дальневосточных морей. Как рождался и чем удивил доклад Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ о негласном затоплении в морях радиоактивных отходов с территории СССР? Что изменилось с тех пор и как сегодня ведутся работы по очистке и реабилитации береговых технических баз в Арктике и на Дальнем Востоке? Все подробности - на сайте www.rg.ru.

    тем временем

    В Московской области реализуется пилотный проект по внедрению новой, двухконтейнерной системы сбора мусора. В 2017 году для апробации выбраны 13 муниципалитетов: Балашиха, Домодедово, Долгопрудный, Дубна, Ивантеевка, Красногорск, Мытищи, Ногинск, Озеры, Подольск, Солнечногорск, Химки и Шатура. С учетом их опыта оставшиеся 52 муниципалитета должны перейти на раздельный сбор мусора ко второй половине 2018 года. Сейчас в лидерах Мытищи и Дубна, где уже налажен стопроцентно раздельный сбор отходов.

    Поделиться