"Сейчас меняется конъюнктура внешнего рынка, - пояснил замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. - Цены на нефть выросли существенным образом, пошлина меняется примерно с месячной задержкой. Это означает, что увеличенная пошлина будет применяться с середины месяца. Cоответствующий ограничитель по нетбэк в ближайшее время начнет работать. Пределы роста цены и стимул для ее снижения появятся в ближайшее время".
Высокие цены на нефть (более 60 долларов в ноябре против 47 долларов в середине лета) и курс рубля (доллар сейчас стоит столько же, сколько летом, - 59-60 рублей) сделали экспорт нефтепродуктов более привлекательным для компаний, чем поставки на внутренний рынок, что потянуло вверх биржевые цены в сезон низкого спроса.
"Поводом к росту можно назвать образовавшийся глубокий пятитысячный разрыв между биржевыми индексами на бензин около 45 тысяч рублей за тонну и нетбэк порядка 50 тысяч рублей за тонну - это первое, "нервную реакцию трейдеров" на остановку комплекса каталитического крекинга - это второе, избыточный объем экспорта бензина в Казахстан - это третье, из-за чего осушился внутренний рынок", - пишет ведущий аналитик компании "Алгоритм Топливный Интегратор" Виктор Костюков. По его мнению, за этими поводами кроется истинная причина - "желание производителей подстегнуть цены, имея в виду предстоящее с нового года очередное ужесточение налогового бремени на нефтяную отрасль".
Начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин заверил "Интерфакс", что дефицита топлива в стране нет, а после беседы с компаниями регулятор рассчитывает, что "произойдет максимальная переориентация бензинов на внутренний рынок и увеличение предложения на бирже".