14.11.2017 11:38
    Поделиться

    Почему в регионах "буксуют" концессионные соглашения

    В Орловской области отказались от идеи сдачи в концессию водопроводного хозяйства. В Рязани решили приостановить соответствующее соглашение "до выяснения обстоятельств". Воронежские власти утверждают, что форма работы на принципах концессии идет на пользу и бюджету, и гражданам. Как приживается эта разновидность государственно-частного партнерства в регионах, выяснили корреспонденты "РГ".

    Взяли паузу

    С резкой критикой планов по сдаче в концессию коммунального хозяйства на Орловщине выступила областная Федерация профсоюзов. По сути, она повторила заявление, озвученное еще в начале 2016 года. Отличие в том, что сейчас правительство профсоюзы услышало и прислушалось к ним.

    "Концессия для ЖКХ - это даже не скрытая приватизация, а "отжим" из коммунальных предприятий всего, что только возможно, с последующим возвращением его региону, - считают орловские профсоюзы. - В результате подобного инвестирования жители, скорее всего, получат увеличение тарифов и количества аварий на трубопроводах".

    В Орле износ тепловых сетей составляет 94 процента, а потери энергии достигают 11 процентов. Велик износ и в водопроводном хозяйстве. Убытки покрывают за счет выручки от коммерческой деятельности, например от платы за присоединение к сетям, и за счет собственной инвестиционной программы.
    Разработать программу сдачи в концессию коммунального хозяйства Орла прежнее руководство области намеревалось к октябрю, однако чиновники задачу не выполнили.

    - Мы уже больше года стараемся отстоять коммунальное хозяйство, - подчеркнула председатель областного профсоюза работников жизнеобеспечения Елизавета Гладких. - Частный инвестор ищет выгоду для себя, а значит, он будет сокращать издержки. Но население все это время убеждали, что водоканалу необходима концессия.

    Однако ситуация изменилась.

    - Я не поддерживаю идею сдачи в концессию горводоканала, - заявил на встрече с профсоюзным активом врио губернатора Андрей Клычков. - В других регионах почти нет успешных примеров. Но искать возможности инвестирования средств в этот комплекс, конечно, необходимо.

    Убытки коммунальных предприятий связывают с низкими тарифами. Дескать, не отвечают реальности. Экономически обоснованный тариф должен быть выше процентов на 30. Однако увеличить расценки непросто. Во-первых, для каждого региона федеральный центр ежегодно утверждает предельный индекс роста тарифов. Во-вторых, население может зароптать.

    Да и экономическое обоснование порой вызывает недоумение. Так, Орел получил федеральные средства на подготовку к 450-летию. К 2016 году построили ряд объектов, включая станцию обезжелезивания. Тут бы радоваться, но станция стала едва ли не главным аргументом сторонников концессии. Она увеличила балансовую стоимость имущества, за которое надо платить налог. В администрации Орла подсчитали, что балансовая стоимость имущества водоканала возросла с 1,5 миллиарда рублей в 2008 году, когда взяла старт инвестиционная программа, до 3,2 миллиарда в текущем году. Иначе, как парадоксом, это не назовешь: не строишь сети и станции - плохо, строишь - еще хуже. Но, если инвестор будет работать в тех же условиях, зачем что-то менять?

    Частный инвестор ищет выгоду для себя, а значит он будет сокращать издержки

    Еще парадокс: к участию в конкурсе на право концессии разрешено допускать те муниципальные предприятия, в ведении которых хозяйство находится сейчас. Если оно победит, идея вообще утратит смысл. Другое дело, что эти предприятия почему-то в конкурсах не побеждают. Такой случай произошел в Знаменском районе. Местные власти решили сдать в концессию тепловое хозяйство. Объявили конкурс, выиграла небольшая частная фирма. МУП пошло в суд, а действия чиновников проверила антимонопольная служба. Выяснилось, что победитель конкурса даже лицензии не имел. Администрацию обязали расторгнуть заключенный с ним договор.

    Аналогично развивается ситуация в райцентре Залегощь. Власти задумались над сдачей в концессию водопроводного и теплового хозяйств. Сейчас услуги оказывает МУП "ЖКХ п. Залегощь". Предприятие считается рентабельным. Имущество принадлежит муниципалитету, и 10 лет назад его отдали МУП в хозяйственное ведение.

    - У нас имеется лицензия на право ведения соответствующей деятельности до 2028 года, и она может быть продлена до 2042-го, - рассказал глава МУП Валерий Замуруев. - За счет собственных средств мы ежегодно модернизируем инженерные системы. На артезианских скважинах металлические трубы заменили на полиэтиленовые.

    Пожелавший остаться неназванным источник в администрации Залегощенского района рассказал, что решение о концессии якобы было навязано сверху в начале года. Видимо, людьми, которых в правительстве больше нет. Ситуацией в Залегощи уже заинтересовалась антимонопольная служба. Местные коммунальщики обратились к врио губернатора Андрею Клычкову. Они просят остановить запущенный механизм концессии.

    Осторожность не повредит

    Глава Рязанской области Николай Любимов заявил, что к вопросу передачи в оперативное управление частным компаниям рязанских муниципальных предприятий "Водоканал" и "РМПТС" надо подходить осторожно.

    - Я уверен, что эти предприятия сами смогут развиваться при грамотном руководстве, - уточнил Любимов.

    История о передаче в концессию рязанского "Водоканала" тянется с января 2015 года. Тогда власти заявили о возможной передаче этого МУП в оперативное управление частной компании на 30 лет. Мотивировка - убыточность предприятия, которое якобы находилось чуть ли не на грани банкротства. Однако в этом усомнились рязанские депутаты, заявившие, что финансовая отчетность подобных тревог не вызывает. Были претензии и к самому концессионному соглашению: первоначальный вариант документа, в сущности, оставлял ремонт сетей на бюджетной ответственности, а прибыль доставалась концессионерам, что сводило на нет привлекательность такого партнерства. После недолгих разбирательств решение о концессии отложили. Но через полгода эта тема возникла вновь, и к концу года депутаты Рязанской городской думы согласовали вопрос передачи "Водоканала" в концессию, но с предварительной оценкой и обсуждением всей документации.

    Снизив утечки хотя бы на 15-20 процентов, концессионер и при действующих тарифах будет в прибыли

    Возврат к теме вполне логичен: бизнесу это интересно. По свидетельству специалистов, только на снижении потерь можно получить весьма приличный доход. Например, в той же Рязани в тарифы закладываются потери в размере 30 процентов - практически треть выкачиваемой и оплачиваемой воды не доходит до потребителя. Отремонтировав трубы и снизив утечки хотя бы на 15-20 процентов, концессионер даже при существующей тарифной политике будет в прибыли. Но надо вложить деньги. По некоторым оценкам, ремонт труб областного центра потребует около 1,5 миллиарда рублей. Так что в марте 2016 года на сайте городской администрации появился проект концессионного соглашения по "Водоканалу". Перечень на 1400 листах включал более 500 наименований: в концессионный план вошли все объекты, относящиеся к городской системе водоснабжения и водоотведения, - вплоть до задвижек и кранов.

    Однако в июне пакет документов отозвали. Детальная проработка предполагаемого соглашения вызвала много вопросов. Так, бизнес соглашался обслуживать только крупные города с достаточно большим количеством потребителей. А вот отдаленные деревни не готовы брать - убыточно. Значит, логично создавать единый областной "Водоканал". Но для начала необходимо все систематизировать и зарегистрировать, ведь в глубинке до сих пор встречаются бесхозные скважины. Еще хуже дело обстоит с водоотведением - даже в некоторых селах и поселках канализации, по сути, нет. Словом, власти решили сначала наладить учет, затем посмотреть, что можно сделать в рамках действующих федеральных и областных программ по приведению сетей в нормативное состояние, и потом создавать областную структуру.

    Вошли во вкус

    В Воронеже механизм концессии впервые применили в 2012 году, сдав в аренду инвестору муниципальный водоканал на 30 лет. Предполагалось, что компания потратит на модернизацию сетей собственные средства, заложив расходы в тариф, а когда произойдет постепенный возврат этих средств - плата для населения уменьшится. Либо будет начат новый этап модернизации.

    Отношение к концессионеру - "РВК-Воронеж" - изначально было неоднозначным. Претензии к предприятию возникли у налоговой службы, затем депутат гордумы Олег Турбин обращал внимание на закупку оборудования по завышенным, согласно его анализу, ценам. Реализация инвестпрограммы шла медленнее, чем было обещано. Смущали и скандалы, связанные с работой структур "Росводоканала" в других городах.

    Арендатор оправдывался тем, что для начала работ требовалось провести обследование сетей и определить приоритеты. Выяснилось, в частности, что сети были изношены в среднем на 65 процентов, а главный левобережный коллектор - почти на сто. К тому же поднять тариф до той величины, на которую надеялся инвестор, власти не позволили.

    Первый пятилетний этап модернизации по просьбе "РВК" продлили до конца 2018 года. На него уйдет в общей сложности 2,56 миллиарда рублей. За три года компания вложила менее миллиарда, затем "ускорилась". Строится коллектор в Центральном районе города, сети водоснабжения и канализации - в Никольском. В планах также возвести цех механического обезвоживания осадка. По данным ООО "РВК-Воронеж", за время концессии аварийность на сетях водоснабжения снизилась на 45 процентов, водоотведения - на 18. Расход воды уменьшился на 15 процентов. В 2019-2024 годах "РВК" планирует вложить в инфраструктуру Воронежа 2,4 миллиарда (не менее 400 миллионов ежегодно). В мэрии результатами эксперимента пока довольны.

    Городские власти намерены передать в концессию и другое ключевое казенное предприятие - "Воронежтеплосеть". Оно обслуживает около трети жилфонда и имеет большие долги, содержание которых ложится тяжелым бременем на муниципальный бюджет. Эксперты считали, что резонно было бы передать теплосети "Квадре" - другому крупнейшему поставщику тепла на воронежском рынке. Компания могла бы обслуживать инфраструктуру в комплексе. Конкурс по выбору инвестора должен был пройти еще весной, но подготовиться к нему не успели. Теперь его, возможно, проведут весной 2018 года - по окончании отопительного сезона.

    Между тем

    Мэрия Воронежа подготовила к передаче в концессию самый крупный подземный переход в городе - у цирка. Оттуда, не без протестов бизнеса, убрали киоски и лотки. Объект, построенный более 30 лет назад, нуждается в капитальном ремонте. Надо обновить несущие конструкции и инженерные сети, обеспечить условия для инвалидов, установить входные двери. Сумма вложений оценивается в 60 миллионов рублей и более. По замыслам чиновников, инвестор будет распоряжаться переходом в течение 20 лет, чтобы "отбить" затраты. Договор концессии планировалось заключить в августе, но пока кандидат не выбран.

    Поделиться