В середине лета, когда на полуострове возникли проблемы с приобретением полисов ОСАГО, РСА заявил, что к началу осени увеличит количество бумажных бланков и номеров е-ОСАГО. Произошло ли это?
Игорь Юргенс: Летом мы действительно отмечали некоторое проседание продаж полисов в Крыму. Это было связано с тем, что ушла с рынка активно работавшая в регионе компания "Московия", а также один из лидеров ОСАГО "Росгосстрах" стал резко сокращать свою долю. Было принято решение о дополнительном обеспечении бланками всех компаний, которые готовы работать в Крыму. Страховщики, обратившиеся в союз, получили почти 280 тысяч бумажных бланков и почти 40 тысяч электронных номеров. Опережающие темпы продаж ОСАГО свидетельствуют о том, что данного количества достаточно. Подтверждает это и сократившееся количество обращений автовладельцев: если в августе от крымчан поступило 49 жалоб на невозможность приобрести ОСАГО, то в октябре всего семь.
Какова доля электронных полисов в общем объеме продаж "автогражданки" в Крыму?
Игорь Юргенс: Автовладельцы Крыма и Севастополя активно пользуются возможностью оформить полис ОСАГО через Интернет. Это объясняется удобством: страхователю не нужно ехать в офис компании, он может оформить полис, не выходя из дома. В среднем в Крыму и Севастополе в день заключается около 500 договоров е-ОСАГО, случаются и рекордные дни, когда продажи электронных полисов превышают 700 штук. Сейчас продажи ОСАГО (в целом бумажные и электронные) даже превышают среднемесячную норму: в сентябре было заключено 43810 договоров, тогда как среднемесячные продажи находятся на уровне 41600. Доля электронного страхования - 37 процентов.
Причем продажи электронных полисов выросли за год почти в 100 раз: с начала 2017 года автовладельцы Крыма и Севастополя заключили более 80,6 тысячи договоров в электронном виде, тогда как за весь прошлый год через Интернет в регионе был оформлен 821 полис.
- Тем не менее при оформлении е-ОСАГО крымчане сталкиваются с тем, что автоматизированная электронная система подвисает. Когда будут устранены проблемы?
Игорь Юргенс: Ситуация, о которой вы говорите, касается не только вашего региона. Система продаж "Е-Гарант" действует с августа по всей стране, это своего рода "дежурство" по рынку, обеспечивающее беспрерывность продаж полисов: если одна страховая компания в какой-то момент не может продать полис ОСАГО или ее квота для региона выполнена, происходит переадресация на другую компанию через сайт РСА. Автовладельцам не стоит опасаться такой переадресации: каждый страховщик, имеющий лицензию ОСАГО, обязан иметь представительство на всей территории России и его платежеспособность гарантирована на уровне законодательства. На тот случай, если компания уйдет с рынка, предусмотрен специальный компенсационный фонд РСА, из которого осуществляются выплаты.
Сейчас система "Е-Гарант" уже вышла на полный цикл работы. Существуют еще определенные недостатки, которые устраняются в рабочем порядке.
Какова средняя выплата и средняя величина премии в Крыму? Как они выглядят в сравнении с Краснодарским краем и Ростовской областью?
Игорь Юргенс: По итогам января-сентября 2017 года средняя премия в Крыму и Севастополе составила 3452 и 3725 рублей соответственно. Это значительно ниже, чем в целом в России (5814 рублей). В соседних регионах - в Ростовской области и Краснодарском крае она тоже значительно выше, 5278 и 6049 рублей. В первую очередь, такие различия объясняются довольно низким территориальным коэффициентом, который действует в Крыму и применяется при расчете стоимости полиса.
Как вы оцениваете перспективы развития местного рынка и какие меры способны сделать его интересным для страховых компаний?
Игорь Юргенс: Рынок ОСАГО находится в системном кризисе, и это характерно не для отдельного конкретного региона, а для всей страны. Чтобы был баланс интересов, а в нашем случае это касается потребителей услуги и владельцев страхового бизнеса, нужны рыночные механизмы, которые перезапустят систему. В случае с ОСАГО это регулирование тарифов. По нашим представлениям, нужно двигаться в сторону либерализации тарифа, постепенного ухода от их регулирования. В результате мы придем к равновесному развитию рынка, когда добросовестный водитель не платит за плохого.
Что же касается Крыма и Севастополя, здесь перспективы развития рынка такие же, как и в целом в России. Наметилась стабилизация сектора. Эксперты ожидают незначительных позитивных изменений к концу года.