По подсчетам департамента финансов Севастополя, из-за льготного налогового режима городской бюджет недосчитался в 2015 году 56 миллионов рублей, в 2016-м - 360 миллионов, а в 2017-м эта цифра вырастет до 470 миллионов. За последние полтора года число резидентов СЭЗ увеличилось в 2,9 раза и сейчас превышает 300 компаний. Причем в свободной экономзоне регистрируются в основном местные предприятия, в том числе крупнейшие - винодельческие заводы, торговый центр, сеть автозаправок. Из-за них как раз и образовались внушительные суммы выпадающих доходов.
- Получается один из вариантов ухода от налогообложения: регистрироваться в СЭЗ, покупать на три миллиона мебели и называть это инвестициями, - говорит директор департамента финансов Владимир Штоп. - За 10 месяцев этого года мы ни разу план по налогу на прибыль не выполнили, и это связано исключительно с массовой регистрацией в СЭЗ. Поэтому с Минфином РФ был согласован план устранения неэффективных налоговых льгот.
Финансисты из правительства предложили увеличить ставку налога на прибыль, применяемую в течение первых трех лет после регистрации в СЭЗ, с двух до четырех процентов, с четвертого по восьмой год - с шести до восьми процентов, а с девятого года оставить прежней - 13,5 процента. Закон должен был начать действовать с 1 января 2018 года как для новых, так и для ранее зарегистрированных резидентов. В результате чиновники рассчитывали дополнительно собирать в бюджет около 140 миллионов рублей в год.
Депутаты ЗС уверены, что, меняя условия свободной экономической зоны, Севастополь отпугнет не только потенциальных инвесторов, но и уже работающие в регионе компании. В результате экономике будет нанесен более серьезный вред, чем выпадающие налоги. Тем более что в Республике Крым, где действуют те же условия СЭЗ, что и в Севастополе, ставки решили не повышать.
- Общественники и бизнесмены просили ни в коем случае не принимать этот законопроект, - говорит глава комиссии ЗС по бюджету Вячеслав Аксенов. - Если ставка изменится, часть налогоплательщиков с рынка попросту уйдет. А если в Крыму будут более привлекательные условия, тогда наши производители перерегистрируются в соседнем субъекте, и в итоге у нас не увеличатся, а уменьшатся налоговые поступления.
Законодатели приводят примеры, когда резиденты СЭЗ не только "покупают мебель", но и действительно вкладывают деньги в развитие: завозят новое оборудование, расширяют производство, высаживают виноградники, строят общежития для работников. Вдобавок из-за санкций и сложной логистики крымский и севастопольский бизнес оказался в неравных конкурентных условиях с остальными субъектами России, и повышать налоговые ставки в такой ситуации - непродуманный шаг.
- Для бизнеса в Крыму существуют серьезные ограничения, связанные с возможностью кредитования, ведения внешнеэкономической деятельности, осуществления валютных платежей, - отметил зампред ЗС Александр Кулагин. - Поэтому важны стабильные правила игры, которые будут основой инвестиционной привлекательности субъекта.
В результате депутаты ЗС проявили редкое единодушие: никто из них не отдал свой голос за законопроект. Губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников, комментируя итоги голосования, заявил, что правительство не будет повторно вносить этот законопроект, а займется поиском других источников повышения доходной части бюджета.
Иван Кусов, депутат Заксобрания Севастополя:
- Представители бизнеса воспринимают СЭЗ не как способ уйти от налогов, а как компенсацию санкций и тех трудностей, с которыми сталкивается крымский и севастопольский бизнес. Кроме того, во всем мире особый экономический режим - это долгий инструмент, он работает, если остается стабильным на протяжении длительного периода времени. А если уже на начальных этапах существенно менять условия, никто в СЭЗ верить не будет, и она перестанет работать.