14.11.2017 20:40
    Поделиться

    В Челябинске определены новые векторы сотрудничества РФ и Казахстана

    На форуме в Челябинске определены новые векторы российско-казахстанского сотрудничества
    В Челябинске завершил работу XIV Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который в этом году был посвящен развитию человеческого капитала. Для обсуждения этой глобальной задачи на Южном Урале собрались более полутора тысяч человек - руководители министерств и ведомств обеих стран, губернаторы 15 приграничных регионов, представители науки и деловых кругов. В форуме приняли участие президенты России Владимир Путин и Казахстана Нурсултан Назарбаев.

    К встрече на высшем уровне Челябинск готовился несколько месяцев. Власти провели детальную инспекцию всех "гостевых" маршрутов, завершили масштабную работу по благоустройству набережных, подготовили площадки для проведения форума в Южно-Уральском государственном университете и на двух инновационных производствах. В городе, несмотря на капризную уральскую погоду, даже помыли общественный транспорт. Однако программа форума оказалась настолько насыщенной, что времени на знакомство с Челябинском у гостей практически не осталось. Зато в ходе совместного обсуждения удалось достичь гораздо более важной цели - посмотреть, как развивается ближайший сосед, и взглянуть на себя его глазами.

    В сопредельном государстве сегодня завершается национальная реформа всей образовательной сферы, начатая открытием 20 интеллектуальных школ, в которых на протяжении последних десяти лет "обкатывались" новые учебные программы. Они акцентированы на развитие творческого и критического мышления, а также способности детей адаптироваться к новым условиям. Это связано с взятым на вооружение принципом интернациональности образования - развитию у детей способностей к обучению в любой стране мира, в том числе и в России.

    На долю приграничных территорий приходится почти 70 процентов товарооборота между Россией и Казахстаном

    По словам министра образования Казахстана Ерлана Сагадиева, для этого в республике введено обучение с пяти-шести лет. Изучение русского языка теперь начинается уже с 1-го класса. А к 2019 году преподавание некоторых естественно-научных дисциплин переведут на английский, чтобы ко времени поступления в вузы дети свободно владели тремя языками.

    Еще одна новация - развитие предпринимательских навыков. В Павлодарском госуниверситете студентам первого и второго курсов в обязательном порядке преподаются бизнес-дисциплины. В результате 5-7 процентов выпускников, по словам ректора Гаухар Ахметовой, сразу после получения дипломов открывают свое дело. В Алматы Менеджмент Университете пошли еще дальше и вместе с представителями деловых кругов "распаковали" все академические программы, оставив в них только то, что необходимо для бизнеса. Кроме того, ушли от классической модели "преподаватель - студент", сделав упор на развитии практических навыков под руководством бизнес-тренеров.

    В России отказываться от академической модели образования не собираются. По мнению ректора МГУ Виктора Садовничего, отвечая на вызовы времени, страна должна не только сохранить фундаментальную научную школу, но и повысить уровень естественно-научного, математического и инженерного образования.

    Для этого при российских вузах решено создавать собственные "кремниевые долины". Как сообщила министр образования РФ Ольга Васильева, уже принято решение об организации в этом году в стране 30 центров инновационного технологического развития. К 2019 году их число вырастет до 50.

    - Еще одно важнейшее направление - развитие дистанционного обучения, - рассказала, выступая на форуме, Ольга Васильева. - В рамках программы "Современная образовательная среда" ведущие вузы страны разработают 3,5 тысячи онлайн-курсов, на которых будут обучаться не менее шести миллионов человек. Кроме того, к 2020 году Россия планирует увеличить квоты на обучение иностранных студентов с 273 до 750 тысяч.

    Аналогичный образовательный хаб планируют создать и в Астане, где сегодня очень заинтересованы в сотрудничестве с российскими вузами в сфере кибербезопасности, сельского хозяйства, биотехнологий, ядерной физики и космоса. Кроме того, соседи предложили открыть у себя филиалы ведущих российских вузов. Особенно в южной части страны, где их работа поддержит уровень знания русского языка. А, кроме того, позволит казахам, проживающим в России, при желании получать образование на исторической родине.

    В качестве успешного примера межрегионального вузовского сотрудничества губернатор Челябинской области Борис Дубровский назвал деятельность Челябинского государственного университета, открывшего свой филиал в Костанайской области Казахстана еще в 2000 году. На сегодня в нем прошли обучение более четырех тысяч студентов. Причем уровень трудоустройства выпускников составил 100 процентов. Чему способствовало освоение учебных программ, соответствующих стандартам обеих стран.

    - Между нашими территориями созданы прочные горизонтальные связи, - пояснил Борис Дубровский. - У нас во многом схожие условия в экономике, в сфере науки и культуры, здравоохранении. Наши образовательные программы востребованы по обе стороны границы. При этом мы хорошо понимаем важность взаимодополняемых компетенций и стремимся к постоянному обмену опытом и лучшими практиками.

    По оценке Минэкономразвития России, сегодня именно в приграничном межрегиональном сотрудничестве заложен огромный потенциал для дальнейшего интеграционного строительства. Оно должно стать встречным движением договоренностям стран-соседей, достигнутым на государственном уровне, и площадкой для обкатки новых форм взаимодействия.

    - На приграничных территориях всегда происходил наиболее интенсивный обмен, - отметил в деловой части форума первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук. - На его долю приходится почти 70 процентов товарооборота между Россией и Казахстаном. В этом году мы приняли Закон "Об основах приграничного сотрудничества", в котором заложены основные направления развития этого двустороннего процесса.

    Несмотря на границы между Россией и Казахстаном, сохранилась некая общность территорий с еще не утраченными связями. Именно этим и предложила воспользоваться российская сторона для решения насущных проблем.

    К примеру, жители приграничных регионов предложили оборудовать трехполосное движение на КПП, чтобы сократить очереди при прохождении контроля - нашли партнеров по другую сторону границы, готовых разделить с ними часть расходов, вышли с предложением на федеральный уровень и получили недостающее финансирование. Эта практика, кстати, хорошо зарекомендовала себя на приграничных территориях с ЕЭС, позволив решить целый комплекс инфраструктурных, экологических, социальных и экономических проблем. В том числе способствовала развитию въездного туризма.

    Еще один аспект межгосударственного сотрудничества - формирование "бесшовного" пространства в области развития цифровых технологий. Имеется в виду, что любой гражданин, пересекающий границы России и Казахстана, не должен испытывать проблем с использованием цифровых сервисов. Обе страны двигаются в этом направлении параллельно. В июле правительством РФ утверждена программа "Цифровая экономика", разработанная по указанию президента. До конца года аналогичная программа "Цифровой Казахстан" будет принята у соседей. Направляются ресурсы на создание необходимой инфраструктуры, устранение цифрового неравенства между населением мегаполисов и небольших населенных пунктов. К примеру, в Челябинской области в рамках трехстороннего соглашения с Минкомсвязи России и Ростелекомом доступ к сети Интернет получили уже более 34 тысяч жителей сел с населением 250-500 человек. И в ближайшее время их число вырастет до 90 тысяч.

    В плане профессионального обучения IT-специалистов в Казахстане делают ставку на талантливую молодежь и проводят конкурсный отбор претендентов на стажировки в ведущих компаниях республики. По словам руководителя школы программистов "Метод" Дагара Давлетова, в этом году из восьми тысяч школьников и студентов была отобрана "золотая сотня" - это молодые люди, способные решать реальные задачи в реальном секторе экономики и уже сумевшие "монетизировать" полученные навыки на сумму в четыре миллиона тенге. Также многие 11-классники после окончания стажировки продолжили работу в "удаленном доступе".

    Что касается России, у нас делается акцент на государственный заказ по IT-специальностям для высших учебных заведений. С 2014 года он вырос на 70 процентов - с 25 до 43 тысяч бюджетных мест, а на специальность "информационная безопасность" в связи с веянием времени - еще на 15 процентов в этом году. Огромное значение придается созданию IT-парков и кластеров.

    - У нас эта проблема решается путем формирования шести агломераций с IT-парками вокруг крупных городов для того, чтобы подтянуть отстающие территории, - рассказал вице-губернатор Челябинской области Руслан Гаттаров. - Развитие агломерационных процессов должно ускорить строительство высокоскоростной магистрали "Челябинск - Екатеринбург", которая сократит время в пути между двумя индустриальными центрами до одного часа. Особое значение в борьбе за человеческий капитал и качество жизни придается улучшению экологии. На федеральном уровне уже обсуждаются инициативы южноуральцев о передаче полномочий контроля за состоянием атмосферного воздуха непосредственно регионам.

    Справка "РГ"

    Всего за время работы форума подписано более ста соглашений о межрегиональном сотрудничестве России и Казахстана. Стороны договорились о проведении совместных международных гуманитарного и IT-форумов в следующем году, создании единой базы данных научных разработок, обмене студентами и преподавателями, совместной подготовке кадров по наиболее востребованным специальностям в экономике завтрашнего дня.

    Поделиться