Пленум Верховного суда России обсудил проект постановления "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате". Напомним, сейчас в Уголовном кодексе есть несколько статей, наказывающих за мошенничество в разных сферах. Документ проясняет, когда какую статью применять, что считать мошенничеством, например, в предпринимательской сфере, вообще - какой обман уголовно наказуем.
Мошенничеством может оказаться не только прямая ложь, но и "тактичное" умолчание о важных деталях. Если продавец скрыл нечто существенное о качестве и стоимости товара, каких-то юридических фактах (что вещь ему не принадлежит или она в залоге и т.п.), своих полномочиях (он не тот, за кого себя выдает), все это может стать доказательством вины.
Еще один важный момент: закон особо защищает жилье граждан. Если в результате аферы кто-то лишился квадратных метров, мошенников надо судить строже. В статье 159 УК "Мошенничество" есть специальный пункт, наказывающий за мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение. В таком случае виновным предусмотрен срок до 10 лет лишения свободы со штрафом до миллиона рублей.
Как поясняет Верховный суд, применять данную норму надо независимо от того, являлось ли данное жилое помещение у потерпевшего единственным, жил ли он там постоянно. Раз кто-то увел на сторону квадратные метры, он должен проходить по строгой статье. Под жилым помещением в данном случае надо понимать не только дом или целую квартиру, но часть дома или квартиры, те же комнаты в коммуналках. Форма собственности - частная или муниципальная квартира - тоже не важна. Если человек имел право пользования таким жильем, а в результате действия мошенников потерял его, аферистов надо судить.
"В предмет доказывания по уголовному делу не входит проверка соответствия помещения санитарным, техническим и иным нормам, а также пригодности помещения для проживания", говорится в проекте. Иными словами, подсудимые не смогут отговориться тем, что, мол, дом был слишком ветхим, жить там невозможно и т.п.
Как пояснила на пленуме судья-докладчик Татьяна Хомицкая, в постановлении пленум вновь подчеркнул, что для квалификации действия как мошенничество должен присутствовать прямой умысел на хищение, возникший до получения чужого имущества.
Подробно разбирается в проекте и как наказывать за цифровые мошенничества. Сегодня многие отвыкают от бумажных денег, везде пользуются картами, а этим пользуются воры и мошенники. Как говорится в проекте, если некто украл карту и снял деньги из банкомата, это не мошенничество, а кража. Даже если преступник обманом выведал у жертвы пароли и пин-коды, он все равно вор, а не мошенник.
Также по статье "Кража" надо привлекать тех, кто тайно либо путем обмана воспользовался телефоном потерпевшего, подключенным к услуге "мобильный банк", авторизовался в системе интернет-платежей под данными другого лица и тому подобное. Наверное, простому человеку не так важно, по какой именно статье в таком случае накажут злоумышленника. Главное, что лезть в чужие мобильные банки - это преступление.