Анна Кузнецова выступила против участия детей в судебных процессах

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова обратилась к депутатам Госдумы с просьбой снять с рассмотрения во втором чтении законопроект "О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ", который должен был разрешить несовершеннолетним самостоятельно участвовать в судебных процессах.

Речь идет о детях старше 10 лет, которые в случае принятие закона получили бы право давать показания без присутствия родителей или законных представителей. По словам Анны Кузнецовой, ее предложения и замечания, направленные авторам законопроекта, и в частности, председателю комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павлу Крашенинникову, еще 28 марта, не были учтены при рассмотрении документа в первом чтении, которое прошло 20 октября.

Омбудсмена удивило, что при этом докладчик сослался на то, что у детского уполномоченного "нет позиции по данной тематике". Она напомнила, что свою позицию она сформулировала предельно четко, а именно, что в таком виде закон не может быть принят и требует дополнительной проработки. Анна Кузнецова пояснила, что повторно направила свое заключение депутатам, а заодно и в Минюст.

"Поспешное принятие данного законопроекта в первом чтении уже привело к отрицательному общественному резонансу, а дальнейшая работа над ним может вызвать еще более широкие и разнообразные акции протеста", - говорится в письме детского Уполномоченного, направленном Павлу Крашенникову.

Что же насторожило главного детского омбудсмена? Во-первых, она считает, что сама суть этого документа противоречит принципам, утвержденным в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Там в частности говорится, о цельности и самостоятельности семьи и авторитете родителей, а также, что самое главное, о презумпции добросовестности родителей в исполнении их обязанностей. Согласно действующему законодательству детей в возрасте до 14 лет могут представлять только их родители или законные представители. А никак не сам ребенок, и тем более не его адвокат.

Анна Кузнецова также напомнила, что даже в Европейской конвенции прописано, что ребенок, имеющий достаточный уровень понимания, может ходатайствовать о праве самостоятельно давать показания. Это его право, а не решение суда. Открытым остается вопрос, что ребенок в возрасте 10 лет обладает достаточным уровнем понимания происходящих в суде процессов. Никаких результатов научных исследований представлено не было. Также никто не задумался о том, как участие в судебном заседании отразится на психоэмоциональном состоянии ребенка.

Кстати

Семьи, в которых третий ребенок родился в 2017 году, не могут получить положенные им социальные выплаты. На это Уполномоченному по правам ребенка пожаловались родители Чувашской Республики и Республики Марий Эл. В аппарате детского омбудсмена обратили внимание на пробел в местных законах, из-за которого семьи не могут получать ежемесячные пособия на детей до достижения ими трех лет. Причем коснулось это только третьего и последующих детей 2017 года рождения. Дело в том, что в местных законодательствах эти выплаты были предусмотрены лишь до 31 декабря 2016 года. Пролонгировать эти социальные меры поддержки не стали из-за нехватки средств в местных бюджетах.

Исправить ситуацию должен Указ, подписанный президентом 18 октября и позволяющий использовать на эти цели ассигнования из федерального бюджета. Это значит, что с января 2018 году родители снова смогут получать положенные им выплаты, но только на детей, рожденных в 2018 году. Дети же, рожденные в 2017 году, и их семьи все равно останутся без государственной поддержки, а это стопроцентное нарушение прав детей. Детский омбудсмен предложила депутатам Госдумы проверить, получают ли многодетные семьи положенные им выплаты в других регионах страны.

"Мы последовательно заявляем о необходимости обеспечения равных прав на социальную поддержку семьям вне зависимости от региона проживания, - комментирует происходящее Анна Кузнецова. - Не должно быть такого, что в одном субъекте Федерации выплаты на третьего ребёнка осуществляются, а в другом - нет. Это подрывает основы государственной демографической и семейной политики".