Идея автопутешествия по Скандинавии возникла у Павла. До этого он уже гонял на своей "четверке" до Абхазии. Прокатился на ней также по Италии, Германии, Чехии и добрался аж до Парижа. Древний автомобиль, ровесник Павла, доставшийся ему от отца, ни разу не подвел.
Однако Виктория сомневалась. Легенда советской автомобильной промышленности не внушала ей доверия.
- Я Пашину идею всерьез даже не восприняла сначала, - говорит девушка. - Так далеко ехать! К тому же денег надо много на такой вояж. Моя мама вообще была против и отговаривала меня. Говорила, что мы больные на голову. Зато сейчас гордится нами и считает, что мы молодцы.
Почитав в Интернете впечатления тех, кто уже побывал в скандинавских странах, решили запастись необходимым. В багажник уложили тушенку, гречку, макароны, чай в пакетиках, сухофрукты, паштеты, кашу взяли овсяную и прочее, что можно быстро приготовить. Кухню Паше и Вике заменила газовая плитка. К ней было семь баллонов, как раз хватило.
Из вещей прихватили с собой дождевики, так как прочли, что Норвегия страна сырая, теплые куртки, шапки, на ноги взяли кроссовки. С обувью ребята немного промахнулись, так как по горам лучше всего ходить в удобных ботинках. Ну и, конечно, с собой была аптечка. Красная "Лада" прошла тщательную подготовку.
- Мне говорили, что для такой машины надо брать с собой кучу запчастей, - говорит Павел. - Ведь если что сломается, в Норвегии ничего не достать для "четверки". Но я уверен в своем автомобиле. До сих пор в нем родные запчасти стоят. И ни разу не подвели "Жигули".
Так и вышло. Только один раз пришлось менять ступичный подшипник в правом переднем колесе. Это случилось еще в Казани, загудело что-то, и на всякий случай заменил его. Еще Паша брал с собой машинное масло, но замена не понадобилась.
Ехали через Москву и Питер. В Выборге перешли границу, за восемь часов проехали Финляндию, в Турку сели на паром.
- Шикарные такие паромы, - восхищается Павел. - Как многоэтажные дома. Только я сплоховал. Надо было и каюту по Интернету заказать. А так нам сидячие места дали. Пришлось покупать каюту. Вышло дороже без бронирования на пять евро.
В Стокгольме выгрузились, и в путь. Вот и Норвегия. Как оказалось, теплые вещи брали не зря. Очень сыро и постоянный ветер.
Местные продукты дорогие. Покупали только хлеб, от 60 до 300 рублей булка, яйца брали, шесть штук - 120 рублей и полкило лосося за 400 рублей. Поэтому готовили себе сами. Останавливались на стоянках. Там площадка, туалет, навесы, столики, есть умывальники. Ставили газовую плитку, разжигали огонь. С собой была кастрюлька на полтора литра, чайничек, ковшик и сковородка. Варили макароны под открытым небом, заправляли тушенкой, тут же ели.
- Один раз остановились в лесу на площадке, - говорит Павел. - Кухарим, готовимся обедать. Рядом фура с норвежскими номерами. Водитель на нас смотрел, смотрел. Потом вылез, подошел. Оказалось, русский мужик. Поговорили. Он интересовался, как наша машина себя ведет. Покачал головой и ушел спать.
Вообще соотечественников в Норвегии видели немало, но общались чаще всего с норвежцами. Кстати, проезжая небольшой поселок или, как говорят там, коммуну, увидели "ВАЗ-2102" 1979 года выпуска. Оказалось, местный житель купил для своей бабушки, и та ездила на ней. Очень хвалила, между прочим.
Одним из мест, куда Паша с Викой собирались, был Язык Тролля. Это такой чудный выступ в скалах. Очень популярен у туристов. Но идти к нему от дороги пришлось пешком. Тут и сказалось отсутствие ботинок.
- Подъем занял почти 4,5 часа, спуск 3,5 часа. Всего за день прошли около 30 километров, - вспоминает Виктория. - Простояли в очереди около часа. С погодой не очень повезло, сыро. Кроссовки промокли, ноги устали. Туда обязательно надо идти в треккинговой обуви.
Несмотря на высоту и множество всяких обрывов и крутых склонов, никаких ограждений нет. Нет и никаких смотрителей. Возле Языка Тролля стоит только табличка с надписью, что запрещено садиться на него и свешивать вниз ноги. Но все, кто туда добирается, обязательно залезают на этот выступ и свешивают ноги вниз.
- Страшновато, - признался Павел. - Я уселся, а вниз смотреть не стал. Очень высоко.
Прокатились и по уникальной дороге. Она выходит с берега и соединяет несколько островов. Шикарные виды. Вообще, как сказали ребята, очень здорово прокатиться над Атлантическим океаном. Побывали и в столице Норвегии Осло. Въезд в центр города платный. Кстати, рассчитывались везде обычной карточкой с рублями. Они автоматически конвертировались в местную валюту - норвежские кроны.
Как-то на трассе Паша с Викой увидели длинную процессию старых автомобилей. Оказалось, это был пробег американских ретромашин. Пермяки пристроились к нему и прокатились вместе. Потом даже стояли вместе на парковке. К ним подошел норвежец, осмотрел "четверку", спросил, как дела, и рассказал, что раньше было много таких в Норвегии. Сейчас стали редкостью.
Ночевали Паша с Викой в своей машине. Раскладывали передние кресла, и готова кровать. Но Вика порой волновалась, вдруг кто-нибудь придет и постучится в окошко. Поэтому порой останавливались в кемпингах, они через каждые сто километров. Но там приходилось платить за все. Wi-Fi платный, частенько и электричество за деньги. Не хочешь платить, сиди в номере в темноте. В душе бесплатно холодная вода, горячая триста рублей за пять минут. Не успел, домывайся холодной.
Всего на отпуск они потратили 120 тысяч рублей. Из них 50 тысяч ушло на бензин, в Норвегии он дорогой.
- Надо заранее все подготовить и продумать, - говорит Павел. - Обязательно тщательно продумать маршрут и соблюдать график движения.
Народ в Норвегии дружелюбный. Очень симпатичные домики в деревнях с травяными крышами. Много туристов, в основном немцы и азиаты.
- Осло современный город, - говорит Вика. - А Хальден, Ставангер, Одда - маленькие домики, узкие улочки. Овечки, лошади. И всюду уют!
Сейчас верная "четверка" поставлена в гараж на зимнее хранение. А на следующий год Павел с Викой хотят прокатиться на ней в Исландию.
- Россия - Финляндия - Швеция - Норвегия - Швеция - Финляндия - Россия.
- Путешествие заняло 20 дней.
- Километраж - 9704 километра.
- Бензин - 646 литров.