"Спецвагоны для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона и не имеют ничего общего с товарными вагонами начала XX века, оборудованными под перевозку людей и именуемыми в народе "столыпинскими", - сообщил ТАСС начальник управления охраны и конвоирования ФСИН России Александр Шляхов.
В докладе международных правозащитников "Этапирование заключенных в России: путь в неизвестность" делается вывод, что при Сталине ехать по этапу было комфортнее.
По словам начальника управления ФСИН, нормы размещения конвоируемых лиц в камерах спецвагонов определены по 12 человек в больших камерах и до шести человек - в малых. "Большая камера оборудована шестью полками, рассчитанными на четыре места для лежания и восемь мест для сидения. Малая камера оборудована тремя полками, рассчитанными на два места для лежания и четыре места для сидения", - пояснил Александр Шляхов.
Выделение в спецвагоне индивидуального спального места для конвоируемых лиц нормативными правовыми актами, по его словам, не предусмотрено.
Конструкция современных спецвагонов, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения - вентиляция, отопление, водоснабжение, санузлы и другие - аналогичны, по словам представителя ФСИН, оборудованию пассажирских вагонов. За исключением купейной зоны для пассажиров, где в спецвагонах оборудованы камеры со спальными и сидячими местами.
То же самое касается и перевозки в спецавтомобилях, прозванных в народе автозаками. "Спецавтомобили оборудованы современными системами кондиционирования, отопления, связи, видеонаблюдения, спутникового мониторинга, - рассказал Александр Шляхов, добавив, что с 2013 года предусмотрена возможность установки в спецавтомобиле типа "АЗ" биотуалета".
При перевозке каждому конвоируемому выделяется место для сидения. Все спецавтомобили, используемые ФСИН России, изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза и представляют собой модификацию современных отечественных автомобилей категории "D", то есть автобус, добавил чиновник.
Кроме того, жалобы на условия перевозки в спецавтомобилях уже дважды рассматривались Верховным судом России. "Нормы посадки и размеры камер специальных автомобилей типа "АЗ", используемых в уголовно-исполнительной системе, в 2012 и 2016 годах решениями Верховного суда РФ признаны соответствующими установленным для спецавтомобилей техническим характеристикам и не нарушающими прав и свобод конвоируемых", - напомнил Шляхов.