Музей кино был основан в 1989 году, но судьба его, как и у всего российского кинематографа, оказалась нелегкой. Долгое время он располагался в киноцентре на Красной Пресне, затем квартировал на территории киноконцерна "Мосфильм" и устраивал выставки на других площадках. Постоянный дом у него появился только сейчас - им стал павильон N 36 на ВДНХ.
Эта постройка оригинальной архитектуры появилась на самой окраине выставки в начале 1950-х годов. На берегу 3-го Каменского пруда между рестораном "Золотой колос" и павильоном "Птицеводство" тогда возвели легкое, будто парящее здание с обширным панорамным остеклением.
Гости ВДНХ помнят его под именами "Переработка сельскохозяйственной продукции" и "Водное хозяйство". В 1970-х павильон реконструировали, а в 2000-х стали сдавать в аренду под офисы и склады, после чего он быстро пришел в упадок.
Так что возрождение Музея кино стало расцветом и для этого архитектурного шедевра - в двух его крыльях со стеклянными стенами сегодня расположились временные выставки. Одна наполнена роскошными костюмами со съемок "Анны Карениной" режиссера Сергея Соловьева, а другая - большими портретами ушедших звезд российского кинематографа. Оба пространства выполнены в современном выставочном формате - никаких стеклянных колпаков над экспонатами и излишних деталей.
Главная ценность музея - основная экспозиция "Лабиринт истории", которая повествует о вехах российского кинематографа в хронологическом порядке. У каждого этапа свое название, отражающее его суть от "Аттракциона", когда кино только появляется, до "Протеста" времен перестройки.
Экскурсию для корреспондента "РГ" проводит ученый секретарь музея Милена Мусина - она показывает на странный агрегат, похожий на старинный фотоаппарат с печной трубой. "Это не что иное, как прародитель современных проекторов под названием волшебный фонарь, - объясняет Мусина. - В аппараты такого типа ставили свечу или керосиновую лампу, свет от которой попадал на разрисованную стеклянную пластину или пленку. Так изображение проецировалось на стену".
По словам ученого секретаря, в ближайших планах музея - установить один волшебный фонарь в виде аттракциона, гости сами смогут менять карточки и смотреть на проецируемые картины. А уже сейчас они с удивлением узнают, что знаменитой и такой современной технологии 3D на самом деле больше сотни лет. На одну из выставленных фотографий можно посмотреть через специальные очки - и тогда изображение приобретает объем.
Здесь же можно покрутить рукоятку старой кинокамеры или посмотреть на кадры первого российского боевика "Оборона Севастополя". Эта первая русская полнометражная кинопостановка была снята после одобрения императора Николая Второго - именно поэтому съемочной группе помогали армия и флот, чтобы снять масштабные батальные сцены. Еще один аттракцион - кинокуб, оказавшись внутри которого можно перенестись в мир кино Российской империи, где главной звездой была актриса Вера Холодная. Ей в то время посвящали целые журналы и писали письма влюбленные поклонники. И то и другое в музее можно увидеть и прочитать.
Практически каждая эпоха российского кино в музее наполнена исторически ценными и интересными экспонатами. Взять, к примеру, кинопулемет - разработку советских кинематографистов, совместившую винтовочный приклад и курок с кинокамерой. На фронтах Великой Отечественной побывали 258 кинооператоров, и нередко снятые кадры стоили им жизни, поскольку работать приходилось на передовой под огнем. Рядом с кинопулеметом, кстати, стоит и первый советский "Оскар", полученный за военную картину "Разгром немецких войск под Москвой". В 1942 году он произвел фурор в США, позволил увидеть американцам все ужасы войны и получил важнейшую кинопремию. Статуэтка, правда, сильно отличается от современных - тогда на нее пожалели золота, необходимого для военных нужд, а после началась "холодная война" и отношение к Советскому Союзу в США изменилось.
Есть в экспозиции музея разделы, посвященные послевоенному советскому кино, его культовым актерам и режиссерам, временам перестройки, позволившим вывести на широкий экран многие картины, ранее убранные "на полку" из идеологических соображений.
Еще в музее работают три кинозала, где можно посмотреть кино на пленке, кинобуфет, планируется открытие образовательного центра с лекционными залами и детскими кружками, а также мемориальный кабинет режиссера Сергея Эйзенштейна - для него сейчас собирается экспозиция. Выставки будут регулярно обновляться, поскольку фонды музея куда богаче выставочных пространств.
Кстати
Музей кино работает ежедневно с 12.00 до 21.00, но вход закрывается в 20.00. Выходной день - среда.
Билет стоит 300 рублей, для льготников предусмотрены скидки.
Подробнее о них можно узнать по телефону +7 (495) 150-36-10.
Сайт музея - museikino.ru. Там можно увидеть маршруты, по которым удобнее всего добраться до музея - из-за реконструкции ВДНХ это не всегда бывает легко.