До 22 ноября минтранс и минфин должны проработать этот вопрос. Есть возможность создать фонд, который будет наполняться за счет средств, собранных от пролета иностранных авиакомпаний по Транссибирскому маршруту (роялти). Для решения задач государственной важности правительство использует его как некий внебюджетный источник финансирования, средства которого можно в экстренном порядке направить на решения проблем в авиации, напомнил исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
По словам Соколова, будут прорабатываться и другие решения, которые не дадут дополнительной нагрузки на тариф для пассажиров или на бюджеты самих авиакомпаний.
Ранее "пролетные" средства шли на развитие аэронавигационной системы, системы высших учебных заведений гражданской авиации. В последний раз пролетные деньги были использованы для вывоза чартерных пассажиров "ВИМ-Авиа", напомнил Пантелеев. Система компенсационных платежей не вечна и было бы замечательно найти другую схему, считает эксперт.
Сам размер компенсационного фонда должен ориентироваться на объем перевозок, которые выполнят проблемные российские авиакомпании как внутри страны, так и за рубеж. А сами средства фонда должны инвестироваться в малорисковые проекты для того, чтобы исключить или хотя бы минимизировать инфляционное давление. Этот фонд должен быть наполнен один раз и до того момента, пока средства из него не будут востребованы при остановке работы какой-либо из авиакомпаний, считает Пантелеев.
Эксперт предостерег, что наличие такого фонда не стимулирует авиаперевозчиков повышать свою финансовую устойчивость и минимизировать свои риски. Страховой механизм, где страховая премия зависела бы от финансового положения перевозчика и других факторов, указывающих на устойчивое положение перевозчиков на авиарынке, был бы эффективнее, полагает он.
Если же формировать фонд за счет "пролетных" средств, то по сути идет перекладывание из одного государственного кармана в другой, добавил эксперт. Если и создавать фонд из этих средств, то надо вводить механизмы, которые будут нацелены на выявление перевозчиков, находящихся в сложном финансовом положении. По сути тогда проблемным авиакомпаниям, которые сейчас есть в России, поставят ультиматум: или вы исправляетесь, или вы останавливайтесь еще до того, как они смогут продать несуществующие провозные емкости туроператорам или билеты пассажирам по неадекватно низким ценам.
До 8 декабря минтранс должен разработать методику оценки финансово-экономического состояния авиакомпаний, а также перечень ограничительных мер, которые позволят проблемным перевозчикам вывозить пассажиров без приостановки или аннулирования сертификата эксплуатанта. Кроме того, ведомству поручено предложить изменения в законодательство, которые обеспечат равную правовую защиту пассажирам как чартерных, так и регулярных рейсов.