16.11.2017 19:31
    Поделиться

    Павел Крашенинников рассказал о новых законах об авиадебоширах

    Государственная Дума рассматривает в третьем, окончательном чтении пакет законопроектов о "черных списках авиадебоширов". Таким образом, ставится точка в долгих спорах о том, как оградить пассажиров воздушного лайнера от буйных попутчиков.

    О том, какие преграды ставятся на пути воздушных хулиганов, корреспонденту "Российской газеты" рассказал председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

    Павел Владимирович, теперь в авиации все будет как в известной прибаутке: с утра выпил - день свободен, в аэропорт можно не спешить, на борт все равно не пустят?

    Павел Крашенинников: Новые законы позволят авиакомпаниям отказывать в воздушной перевозке тем лицам, кто ранее грубо нарушил правила поведения в полете и кому назначено за это соответствующее наказание.

    Действовать запрет на допуск к полету будет в течение года - с даты постановления о правонарушении или приговора

    Будут создаваться специальные реестры лиц, совершивших на борту самолета правонарушения, которые создали угрозу безопасности полета, жизни или здоровью других пассажиров, членов экипажа, либо повлекли причинение вреда их жизни или здоровью.

    Кто будет составлять эти "черные списки" и кто рискует попасть в них? Порой возникают ситуации, когда сами авиакомпании под тем или иным предлогом стараются не взять в полет не понравившегося им пассажира. Широкий резонанс вызвали случаи, когда не пустили в салон девушку в инвалидном кресле, а высокорослого пассажира выставили за борт, якобы у него "слишком длинные ноги". Не создадут ли запретные реестры поводов для злоупотреблений?

    Павел Крашенинников: Решение о включении пассажира в реестр будет принимать руководитель перевозчика - авиакомпании или исполняющий обязанности руководителя. Но не по личному усмотрению, а на основании документов, имеющих законную силу.

    Это вступившее в законную силу постановление о назначении лицу административного наказания за совершение на борту правонарушения либо вступивший в силу приговор суда о признании лица виновным в совершении уголовного преступления на борту воздушного судна.

    То есть ни о каком самоуправстве речи идти не может. В "черный список" попадет лишь тот, кто набедокурил на борту и кому назначено за это заслуженное наказание.

    Какие нарушения на борту воздушного судна могут стать причиной включения в "черный список"?

    Павел Крашенинников: Весной был принят закон, который в апреле нынешнего года вступил в силу. Им установлена уголовная ответственность за хулиганство на транспорте общего пользования.

    То есть на железнодорожном, морском, водном, воздушном транспорте, а также в метро, электричках, трамваях.

    Так вот за хулиганство на борту самолета теперь предусмотрено уголовное наказание - штраф от 300 тысяч до 500 тысяч рублей и даже лишение свободы до 5 лет. А за групповое хулиганство - до 7 лет тюрьмы.

    По данным, предоставленным компанией "Аэрофлот", после принятия этого закона количество случаев противоправного поведения пассажиров на рейсах авиакомпании снизилось. Но несколько обвинительных приговоров за истекшие полгода уже было вынесено.

    Такие лица, которым вынесен приговор за хулиганство на борту самолета, будут включаться в реестр и не допускаться к полету. Кроме того, попадут в "черный список" и те, кто совершил из хулиганских побуждений действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств. Это преступление наказывается до двух лет лишения свободы.

    В самолетах все-таки не каждый день случаются буйные выходки с поломкой оборудования. Чаще происходят скандалы, показное невыполнение требований экипажа. Что грозит таким любителям "покрасоваться"?

    Павел Крашенинников: Я сам часто летаю и могу сказать, что таких случаев стало значительно меньше. Во всяком случае за последние 5-7 лет. Надеюсь, что после принятия нового пакета законов их станет еще меньше.

    Вместе с тем невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна является административным правонарушением и также будет одним из оснований включения пассажира в "черный список". Перевозчику, на борту самолета которого совершено такое правонарушение, будет направляться копия постановления о назначении лицу административного наказания. На основании такого постановления авиакомпания сможет включить нарушителя в "черный список".

    Если в итоге такого бедолагу пригвоздили приговором к позорному столбу, то это навсегда или у него есть шанс оправдаться со временем?

    Павел Крашенинников: Решение о включении пассажира в реестр принимается в течение месяца после того, как перевозчик получит постановление о назначении лицу административного наказания или будет размещен приговор суда на соответствующем сайте в Интернете.

    Действовать запрет на допуск к полету будет в течение одного года с даты вступления в законную силу постановления об административном правонарушении или приговора суда соответственно. Через год лицо будет исключаться из реестра и, если не повторит неразумных поступков, сможет летать хоть всю жизнь.

    Реальная жизнь не всегда укладывается в рамки бумажных уложений. В стране немало мест, куда, как в песне, "только самолетом можно долететь", особенно в пору весенней распутицы. Что, если человек, живущий в таком медвежьем углу, серьезно заболел, а над ним "черные" санкции?

    Павел Крашенинников: Закон учитывает нетривиальные ситуации и допускает исключения из правил. Пассажиру, включенному в реестр, не может быть отказано в продаже билета на самолет в следующих случаях.

    Предусмотрены исключения для лиц из "черного списка" в случае житейских ЧП

    Если пассажир возвращается в Россию из пункта отправления, единственный вид транспортного сообщения с которым - это воздушная перевозка. Либо если пассажир подлежит административному выдворению из РФ, депортации или реадмиссии, единственно возможным видом транспорта - воздушным. Кроме того, нельзя будет отказать пассажиру, который направляется к месту лечения или сопровождает пассажира из числа инвалидов к месту лечения, либо возвращается обратно. А также, если пассажир направляется к месту погребения члена семьи или близкого родственника либо обратно.

    Как вы оцениваете вероятную эффективность новых норм?

    Павел Крашенинников: Законодательные меры по созданию "черных списков" находились на рассмотрении Госдумы более 5 лет, как и принятый весной закон об уголовной ответственности за хулиганство на транспорте. Эти законы в комплексе должны максимально оградить авиапассажиров от случаев агрессивного поведения на борту. Изменения позволят свести к минимуму и количество вынужденных посадок воздушных судов, которые часто приходилось совершать в результате инцидентов в полете. У людей не будут срываться планы, они смогут в спокойной обстановке добраться до пункта назначения.

    Когда начнут действовать "черные списки"?

    Павел Крашенинников: Изменения вступят в силу через полгода после официального опубликования законов. Это время понадобится для того, чтобы наладить работу нововведений.

    Поделиться