Как первый в столице РТ инклюзивный театр покорил сотни зрителей, выяснял корреспондент "РГ".
Слово "Э-моция" не связано с чувствами, как может показаться на первый взгляд. Это производное от "энергия" и "движение" - то, чего участники проекта достигают, порой превозмогая себя. Да и сама студия развивается весьма энергично, притом что, по словам ее организатора Инессы Клюкиной, возникла довольно неожиданно.
Еще несколько лет назад девушка не могла ходить. Теперь, после ряда сложных операций, она передвигается с помощью трости и лишь изредка пользуется инвалидной коляской. Как говорит Инесса, ей никогда не хотелось признавать себя человеком с ограниченными физическими возможностями, поэтому она старалась общаться только со здоровыми людьми. Во многом переломным для нее стал конкурс красоты среди женщин-инвалидов "Жемчужина Татарстана".
- Там я познакомилась с другими девушками, увидела, что они активные и успешные - каждая в своем деле. Поняла, что мне с ними нравится, и завязалась дружба. Параллельно я стала работать во дворце культуры "Юность", и директор поручил мне создать студию для занятий людей с инвалидностью. Над направлением долго думали. С "жемчужинами", подключившимися к делу, решили, что это будет творческая студия - одну субботу курсы вокала, другую - рисование песком, третью - еще что-нибудь. И как-то само собой получилось, что студия превратилась в театр. Я объяснить это не могу, но через пару недель после первой встречи мы стали готовить наш первый спектакль, а через три месяца показали его публике, - рассказала Инесса корреспонденту "РГ".
К проекту примкнули друзья и знакомые. Все ребята с физическими недугами - травмы, ДЦП. Люди совершенно разные - есть программист, заканчивающий университет юрист, одна девушка раньше работала бухгалтером, а после травмы и получения инвалидности выучилась на психолога.
Но каждую субботу они превращаются в артистов. При подготовке постановок авторы стараются сделать так, чтобы каждый актер сумел выразить себя в соответствии со своими способностями и особенностями. Например, если у человека ДЦП и он плохо говорит, его выступление больше связано с жестами.
Авторами двух спектаклей стала Неля Суркина, она же на добровольных началах выступила в роли режиссера студии. По словам Инессы, первую постановку осуществили за восемь репетиций. В ее основу легла история семейной пары - участников проекта.
- Это был двадцатиминутный спектакль. У обоих супругов ДЦП, поэтому на сцене больше движений, чем слов. Реакция зрителей на него оказалась ошеломляющей. После премьеры мы дважды показывали спектакль на выезде - на инклюзивном фестивале и Дне города, где организовали площадку "Город открытых сердец", - рассказывает Инесса.
Вторая постановка родилась буквально за полчаса. Это история о маленькой девочке Лие, которая попадает в "Страну сломанных игрушек" в поисках своего потерянного плюшевого медвежонка. Малышка встречает обиженного на жестоких детей короля и Мальвину с обожженным лицом, а также ставшую ненужной из-за поломки индийскую принцессу, а еще одинокую, но радостную обезьянку и других персонажей, разделенных на два лагеря. Одни обозлены на своих бывших хозяев, другие не унывают в их нынешнем состоянии. Этот спектакль о принятии себя, о преодолении страхов и обид, о рождении доверия.
- В нем есть несколько песен и танцев - своеобразный микс разных видов искусства. Вообще отнести наши спектакли к какому-то жанру сложно. Видимо, их нельзя вписать в определенные рамки. Отчасти это, конечно, продиктовано физическими возможностями актеров, - говорит Инесса.
Новый спектакль, который должен выйти в конце года, создается по истории французского автора, он основан на японской поэзии и танце буто. В студии постановку называют ломающей стереотипы, потому что актеры, нуждающиеся в колясках и костылях, выйдут на сцену без них.
Все, что происходит с "Э-моцией" и вокруг нее, организатор студии называет чудом. И тому, говорит она, есть множество подтверждений.
- В сентябре появилась возможность провести интенсивные курсы по актерскому мастерству. Для них нам требовалось большое помещение. Я написала письма во многие организации, а потом вдруг решила позвонить в один из загородных лагерей. Его руководство быстро откликнулось и устроило нам бесплатное проживание, причем на длительный срок. За свой счет нужно было только организовать питание. Когда подбирали площадку для показа спектакля, я пришла к директору детской студии Театра кукол. Буквально после пары минут общения он ответил: "Давайте выберем число", - рассказала собеседница "РГ".
Еще был эпизод с обращением к первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Студии требовалась поддержка, чтобы оплатить приезд и проживание известного российского мультиинструменталиста Сергея Заславского.
- Он преподает игру на экзотическом инструменте - терменвоксе. Мне все вокруг говорили, что письмо Шаймиеву никто не прочтет и денег не дадут. В итоге все получилось. Не думаю, что люди откликаются из-за жалости к нам. Мне кажется, они понимают - проект благотворительный. Многое, наверное, получается еще и потому, что мы не боимся нового, у нас нет шаблонов, мы просто делаем шаги для развития, - уверена руководитель театра.
Без недопонимания, конечно, тоже не обходится. Инесса вспоминает, как перед выступлением на Дне города она представила чиновникам список технических требований. В их числе был, к примеру, пандус для подъема на сцену и туалет для людей с инвалидностью. Доступная среда здесь играла существенную роль не только для выступающих, но и для зрителей. В результате спектакль был показан на асфальте.
Студия держится во многом благодаря волонтерам. И с каждым показом их становится больше. Одни подходят и говорят, что могут делать прически, другие - качественный грим. Третьи предлагают помощь технического плана.
К слову, билеты на все выступления "Э-моции" распространяются безвозмездно. От этой особенности в инклюзивном театре вряд ли когда-нибудь откажутся.
- Платный вход на спектакль тоже своего рода препятствие. А наша миссия - снять всяческие барьеры. Конечно, мы нуждаемся в средствах, чтобы делать декорации и костюмы, ведь они должны быть качественными и современными. Для этого мы активно ищем спонсоров, - пояснила Инесса.
Как автор инклюзивного проекта Инесса Клюкина попала на Всемирный фестиваль молодежи, прошедший недавно в Сочи. Эту поездку девушка расценила как возможность знакомства с иностранцами, чтобы рассказать им о студии и попытаться договориться о сотрудничестве. Но из-за плотного графика фестивальных мероприятий сделать этого не удалось. Зато получилось представить "Э-моцию" режиссеру Федору Бондарчуку, и произошло это тоже случайно.
- Когда он вошел в зал, где проходила встреча, его тут же все окружили, желая сделать селфи. Я была чуть в стороне, на коляске, меня и видно, наверное, не было. Максимум, на что я надеялась, это передать Бондарчуку листок с описанием нашего проекта. Но в какой-то момент один из помощников буквально вручил мне микрофон, сказав, что вопрос будет последним. Я попросила Федора Сергеевича, чтобы кто-то из его команды приезжал на наши спектакли в качестве приглашенных звезд. Сказала прямо, что хочу этого для большего медиаэффекта от наших выступлений. Он ответил утвердительно, посоветовав поддерживать связь через одного из его продюсеров. Мы уже общаемся, - рассказала Инесса.
Артисты "Э-моции" мечтают участвовать в театральных фестивалях и не только инклюзивных.
В планах также создание большой команды для организации занятий, куда могли бы приходить дети вместе с родителями. Ну а сейчас участники проекта продолжают заниматься актерским мастерством.
- Нужно стремиться к качеству спектакля. "Не хочется, чтобы нам аплодировали только за то, что мы сумели выйти на сцену" - это своеобразный девиз студии.
Подробности о проекте "Э-моция" можно узнать на странице в соцсети ВКонтакте: www.vk.com/e_mociya.