16.11.2017 09:18
Поделиться

Пермский скульптор изваял Венеру Милосскую из металлических гаек

В минувший четверг пермский скульптор Артур Шелепаев проснулся знаменитым. Накануне он выложил в соцсети фотографию своей только что законченной работы, которую назвал "Венера Мотовилихинская". Изваяние вызвало настоящий фурор.

"Венера" по-пермски

Профессиональный скульптор, владеющий всеми материалами от гипса до бронзы и мрамора, на этот раз он решил отступить от классики жанра. И создал женскую фигуру из самого что ни на есть брутального материала - металлических гаек. Скульптура получилась необычайно нежной и тонкой, даже воздушной. Что и сыграло главную роль в зрительском признании.

По словам Артура, это его первый опыт использования необычного материала - стало интересно, возможно ли такое в принципе.

- Уже не помню, при каких именно обстоятельствах возникла идея, - говорит он. - Но когда решил сделать что-то не совсем обычное, остановился на гайках.

На мой взгляд, только они могут создать такую бархатную фактуру, которая максимально нежно, в нюансах подчеркнет изгибы женского тела. И, кажется, у меня получилось.

Пермская Венера сильно напоминает свою всемирно известную тезку, однако, как утверждает автор, ни пропорциями, ни размерами с ней не совпадает. Натурщицы у скульптора не было - все линии и изгибы прекрасно воспроизводились в воображении. Тем более что это не конкретная девушка, а некий собирательный образ.

Артур говорит, что его работа очень понравилась жене. И это куда важнее признания коллег по цеху. Хотя и они не остались равнодушными. Когда Артур завершил скульптуру, сотоварищи ободряюще похлопали его по плечу: дескать, очень интересно и вообще он молодец.

90-60-90

На работу - от первой гайки до итоговой фотографии - ушел ровно месяц, несколько килограммов глины, полпачки трехмиллиметровых электродов, инвекторный сварочный аппарат и 3,7 тысячи гаек (плюс минус 50, уточняет автор).

Гайки приобретал в три приема, и то продавцы ворчали, что скупил все запасы. Сначала вылепил фигуру из глины и лишь тогда надел на нее "кольчужку" из гаек.

В соцсетях потом долго смеялись: "Только один вопрос: как ты из нее бабу-то достал?" Но о своей технике Артур не распространяется.

- Это не ноу-хау, скорее синтез известных технологий, - поясняет он. - Хотя, конечно, любой профессиональный скульптор догадается, как это сделано. А для остальных пусть останется секретом.

Весит скульптура около 25 килограммов, ее габариты 93 х 44 х 36 сантиметров. Стоить она может (по прейскурантам московской Академии художеств на изделия из традиционных материалов) в пределах 400-500 тысяч рублей. Сам автор на момент разговора оценивал свою работу в 140 тысяч (все-таки Пермь не столица). Сегодня ее цена наверняка подросла: известность увеличивает стоимость.

С точки зрения коллекционеров, приобрести работу выгоднее всего прямо сейчас, пока она совсем "свеженькая". Но в планах Артура с продажей повременить и показать "Венеру Мотовилихинскую" на выставках. Глядишь, и до столичных расценок поднимется.

Мечта из детского сада

Нельзя сказать, чтобы пермский скульптор был особенно меркантилен. Это больше похоже на спортивный интерес. Хотя ваяние и зодчество - основная работа и единственный источник дохода Артура Шелепаева, выпускника Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова, главы семейства и отца двоих маленьких детей. Изменять своему призванию он не намерен.

По признанию скульптора, о своем выборе он заявил еще в детском саду. На фоне остальных мечтаний о том, что Вася станет пожарным, Петя - подводником, а Женя - космонавтом, его желание стать художником казалось не совсем обычным. Тем более что родные и близкие были далеки от творчества. В семье он стал первым, кто заговорил об искусстве.

- Получается, только я и достиг той цели, что поставил в детстве, - улыбается Артур. - Много ли у нас космонавтов из Добрянки?

А художник - вот он.

Артур и дальше планирует работать с нетрадиционными материалами. В перспективе - 10-копеечные монеты, гвозди, те же гайки, только других размеров.

Так что планов громадье. Что называется, "следите за рекламой". Надо отметить, что использование нетрадиционных материалов для скульптора не самоцель. Главное - задача, которую он должен или может решить.

- Форма - это внешний вид, линия, но рождается она от внутреннего содержания, - говорит Артур. - В данной работе, например, я мечтал передать свой идеал женской красоты. Захотелось показать его через поэзию родного края, которая зиждется на производстве и каждодневном труде земляков. А Пермь, на мой взгляд, это в первую очередь знаменитые Мотовилихинские заводы. Потому и Венера стала Мотовилихинской.

В игре с природой побеждает творчество

О том, в какие творческие повороты его еще увлечет судьба, художник пока не размышляет. И уж точно не ставит цели достичь какой-то невероятной известности.

- Заслуживаю ли я званий и регалий, решаю не я, а люди, - размышляет Артур. - Любой ответ приму и буду работать дальше. Я и так счастливый человек: у меня есть хобби, работа, семья, жизнь - и все в одном флаконе. Говорят, такое бывает редко. А я не понимаю, почему. Ведь это так просто.

Очень важно, считает художник, быть не только признанным мастером, но иметь крепкую семью. Детям нужно, чтобы папа приходил домой и играл с ними, жене - чтобы муж был рядом. Хотя жизнь с творческим человеком совсем не сахар, немало терпения требуется. Особенно если он считает свою работу самым интересным делом на земле. И будь его воля, даже в праздники не покидал бы мастерскую.

По словам Артура, вдохновение приходит к нему только во время работы. И это такое прекрасное состояние, из которого иногда не хочется выходить.

Подобно всем творческим людям, подпитывается он из таких источников, как литература, история, живопись.

У него есть свои любимые художники, скульпторы и писатели. Среди них Лев Кербель, Иван Шадр, Вера Мухина.

- Это наши лучшие мастера. На мой взгляд, они остаются недооцененными в мире, - говорит Артур. - Из современных писателей люблю Пелевина. Он так играет смыслами, мыслеформами... Мне это нравится, ведь скульптура - тоже отчасти игра. Природа нам бросает вызов - мы его принимаем и вступаем в игру.

Но природу нам не победить, потому идем на компромисс.

В этом компромиссе и рождаются произведения искусства.