В Саратове отметили юбилей известного режиссера детского театра

Саратовский театр юного зрителя, который считается первым в мире детским театром, в этом году открыл свой сотый сезон. В ноябре 75 лет исполнилось главному хранителю тюзовских традиций, художественному руководителю театра Юрию Ошерову. Накануне он ответил на вопросы корреспондента "РГ".

Юрий Петрович, изменилась ли детская аудитория, за которой вы уже почти 60 лет наблюдаете со сцены?

Юрий Ошеров: Дети всегда остаются детьми, они хотят радости, веселья, разнообразных впечатлений. Все это осталось. Другое дело, что сегодняшние дети более открыты к новациям, ритм их жизни ускорился, они быстрее соображают. Мы их сами все время толкаем: вперед, вперед! А иногда нужно остановиться, посмотреть в глаза друг другу. В этой торопливости заложена и некоторая опасность.

Что касается меня, я стараюсь своими ролями и спектаклями немножко их притормозить, добиться не только поверхностного восприятия, но и душевного соучастия в творчестве, а это сложно. Хотелось бы поддержать в детях чувство сострадания, сопереживания, умение пролить слезу над чужой бедой, не только на сцене, но и потом в жизни.

В ТЮЗе несколько лет работает театральная лаборатория "Четвертая высота". Получается ли у современных детских режиссеров находить общий язык с новым поколением зрителей?

Юрий Ошеров: Иногда получается, иногда нет. Автор идеи и руководитель лаборатории Олег Семенович Лоевский. А театр открыл свои двери, потому что заинтересован в знакомстве с новыми текстами, с новыми режиссерами, в том, чтобы актеры нашего театра пробовали себя в новых жанрах. Я как бы художественный руководитель всего этого дела, но на самом деле скорее соучастник.

Очень многому сам у молодых режиссеров учусь - театр ведь всегда школа - ходам неожиданным, парадоксальным порой. Но этого, на мой взгляд, недостаточно. Опять вернусь к своей мысли. У детей, у подростков в особенности, когда из детства еще не вышел, а во взрослую жизнь не вступил, формирование нравственных принципов, идеалов идет особенно интенсивно. В этом возрасте нужно стараться не столько их развлекать, с этим телевидение справляется. Дело театра - заниматься душой человека, взаимоотношениями людей.

Юрий Петрович Киселев нас учил, что пьеса, роль - это предлог разобраться в самом себе, найти свой личный отклик. Тогда пребывание актера на сцене становится как бы исповедью перед зрителем, да, я устами другого персонажа, другими словами, мне не свойственными, но говорю о том, что меня волнует, беспокоит в сегодняшней жизни. Любимая поговорка Юрия Петровича: мол, когда артист выходит на сцену, у него кожа ободрана, нервы, как проводка, горят. До сих пор я живу по этим законам сам и актеров в это периодически погружаю.

Как вы стали актером детского театра?

Юрий Ошеров: В детстве я очень любил рисовать. Огромную роль в моей судьбе сыграл художник Саратовского ТЮЗа Николай Александрович Архангельский. Когда я в 1955 году в пятом классе пришел в школьный актив театра, он заметил эту склонность и, как мудрый родитель, направлял, показывал, что-то подмалевать давал, вводил в мир театра.

 

"Спектакли, которые ставят на злобу дня, я не люблю… Я исповедую театр человеческих взаимоотношений, театр человеческой души"

До последнего, 10 класса я думал, что буду театральным художником. Когда наш театральный педагог Раиса Степановна Быстрякова предложила поступать в студию, я отказывался. К этому времени я уже крутился в театре лет пять, всем намозолил глаза.

Мама была против категорически, чтобы я становился артистом. Она хотела, чтобы я стал либо врачом, как она сама, либо поступал на мехмат. Была целая детективная история, как я тайком от нее выкрал документы. Она пришла к Киселеву и попросила: "Верните мне сына". Юрий Петрович ответил: "Серафима Давыдовна, обещаю, он год отучится, в институт все равно опоздал поступать, если у него будет проблематично с этой профессией, я вам его через год верну". А через год Киселев маме сказал: "Извините, я вам сына не отдам". Вот так я попал в артисты.

Ваш семейный актерский дуэт со Светланой Васильевной Лаврентьевой сложился тоже еще в школе, когда пели в хоре?

Юрий Ошеров: Да, мы действительно пели в хоре знаменитой музыкальной школы у педагога Марьи Васильевны Тельтевской. Даже вместе запевали. Нам было лет по семь-восемь.

А познакомились уже в театральной студии. Потом играли очень много вместе. Большой удачей для нас стала в самом начале пути работа в спектакле Леонида Даниловича Эйдлина "Эй ты, - здравствуй!", когда мы со Светкой совсем юными налаживали отношения, два подростка объяснялись в чувствах. И вот много лет спустя на один из юбилеев нам предложили, мол, а слабо вам сыграть "Эй ты, - здравствуй!" Мы с ней выбрали сцену, а когда начали репетировать, Светка подала первую реплику, а дальше не заглянули даже в пьесу, оказалось, все помним. Когда на следующий день сыграли эту сцену, актеры рыдали: 60-летние люди играют ситуацию 15-летних мальчика и девочки. Если роль замешана на личной судьбе, то она становится твоей.

6 ноября, в мой день рождения, решили играть "Старосветскую любовь". Этот спектакль много говорит обо мне, о моей жене, о наших взаимоотношениях, о сложностях и радостях.

Вы долгие годы были главным режиссером, потом художественным руководителем театра, наверное, могли сыграть все, что хотели. Или остались роли, которые не удалось исполнить?

Юрий Ошеров: Конечно, были такие роли, но уже ушло время, так сложился репертуар театра. Например, я очень долго мечтал сыграть Хлестакова. Представляете, такой червяк, вроде меня, мелкий, противный. Но не сыграл, через много лет в нашем театре эту роль исполнил Артем Кузин. А было и наоборот... Скажем, в "Вечном муже" поначалу Юрий Петрович меня не видел в роли Трусоцкого, но мне судьба этого человека настолько была близка и понятна, что я попросил у Киселева попробоваться в этой роли. И она стала очень важной в моей творческой жизни. С Григорием Семеновичем Цинманом, светлая ему память, мы в этом спектакле играли с наслаждением путь двух разных людей друг к другу.

В день спектакля мы с Гришей обязательно уединялись у меня дома, всех выгоняли и вдвоем, целый день с утра до вечера, говорили, чай пили. Это был какой-то ритуал, и к вечеру, к выходу на сцену, мы уже были, что называется, тепленькими.

Так же как в "Мальчиках" (пьеса Виктора Розова по роману Достоевского "Братья Карамазовы"), когда моя Светка играла Лизу Хохлакову в киселевском еще спектакле, она за неделю до спектакля уже была сама не своя, не подойди к ней и не тронь. Взбалмошность этого персонажа ей передавалась.

У каждого актера свои рецепты. Но это подлинные ситуации проникновения в персонажа, акт творчества, по Станиславскому - погружение в предлагаемые обстоятельства.

Ключевой вопрос

Когда на сцене ТЮЗа пошел спектакль "Капитанская дочка" про русский бунт, это совпало с событиями на Болотной площади. Адольф Яковлевич Шапиро, который его ставил, говорил, что это случайность. Получается, не спектакль ставился на злобу дня, а она как бы сама туда проникла. У вас так бывало?

Юрий Ошеров: Постоянно. Понимаете, какая штука, спектакли, которые ставят на злобу дня, я не люблю. Это не дело театра. Эти ассоциации приходят, их отбрасывать нельзя, но и ставить их во главу угла не надо. Есть политический театр, он имеет право на существование, ради бога. Но я исповедую театр человеческих взаимоотношений, театр человеческой души. Но какие-то ассоциации с сегодняшним днем возникают...

Роман Феодори ставил у нас спектакль "Майская ночь", брал туда что-то из "Женитьбы", из "Вия", и вдруг всплыла реплика: "Крым, наш Крым". Получилось как бы на злобу дня, но ведь это слова Гоголя.

Так же в "Самоубийце" Эрдмана. Там в финале Подсекальников говорит: "Да на свете чего только нет, на свете бывает даже женщина с бородой". А только что кончилось очередное "Евровидение". Все: Ааа!

Такие вещи вылезают у Достоевского, Гоголя, Островского. Эти произведения всегда ко времени, потому что проблемы вечные.

Акцент

Юрий Ошеров:

- В спектакле "Колбаска, Боцман и другие" был эпиграф из Астрид Линдгрен: "Детство должно быть светлым и радостным, дети должны верить в лучшее и приближать его в меру сил своих". Да, ребенок многого не может, но может увеличивать в жизни количество добра, а не зла, не мщения.