Отношения Жанны и Амедео были подобны вспышке - всего каких-то три года на закате жизни художника. Жанна была моделью, музой, женой. Они были теми самыми противоположностями, которые притягиваются. Каштановые волосы с медным отливом, голубые глаза, в которых сквозили нежность и застенчивость, ни грамма макияжа на бледном лице - ее внешность была находкой для портретиста. Он был старше ее на четырнадцать лет - вечно угрюмый и пьяный.
Они познакомились в 1917-м. Модильяни был бедным, никому не известным художником, а его единственная прижизненная выставка в Париже, большую часть работ которой составили ню, обернулась жутким скандалом - полиция потребовала все закрыть. Слава пришла к художнику только после смерти.
Жанна неплохо рисовала, училась в частной художественной школе. Она искренне полюбила Моди, всегда ждала домой после очередной дружеской попойки, а когда терпению приходил конец, сама отправлялась на поиски возлюбленного по самым злачным парижским барам с вопросом: "А вы не видели Модильяни?" От связи с Модильяни ее отговаривали все: он беспробудно пьет, а свои рисунки продает, чтобы потратить деньги на выпивку и гашиш. "Зачем ей это?" - твердили в один голос родные, друзья. Она так и не стала его женой, только вечной невестой, но все их называли супругами.
24 января 1920 года Амедео скончался от туберкулеза. А в ночь после его смерти Жанна Эбютерн решила уйти навсегда... Горе было настолько велико, что ее никто и ничто не остановило - ни подраставшая дочь, ни второй ребенок, который вот-вот должен был появиться на свет.
Они нашли покой в разных частях Парижа. Но почти через 10 лет тело Жанны перезахоронили рядом с любимым Моди. А на их надгробии навеки остались слова: "Амедео Модильяни, художник. Родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Умер в Париже 24 января 1920. Смерть настигла его на пороге славы", а немного ниже: "Жанна Эбютерн. Родилась в Париже 6 апреля 1898. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амедео Модильяни, принесшая в жертву ему свою жизнь".
В "кабинете" у Ван Дейка
В филиале Эрмитажа в Выборге открылась выставка "Фламандское искусство XVII века".
Рубенс, Ван Дейк, Брейгель - только первые имена и их "кабинетные" картины - небольшого размера, служившие украшением "кабинетов". "Кабинетами" в XVII веке называли частные коллекции всевозможных раритетов, диковинных вещей - "кунсткамеры", ставшие прообразами картинных галерей в Западной Европе.
Жемчужина экспозиции - "Апостол Петр", ранняя работа Антониса Ван Дейка, созданная художником, вероятно, в самом начале его пребывания в мастерской Рубенса, который считал юного живописца "лучшим своим учеником".
Кроме Модильяни на выставке покажут полотна Моисея Кислинга, Мориса Вламинка, Мориса Утрилло, Андре Дерена, Сюзанны Валадон, Хаима Сутина. Всего 120 работ.