Раньше все машиностроительные заводы, да и не только они, имели собственные литейные цеха: часть необходимых отливок производили сами, другие получали по кооперации. За последние годы большинство таких подразделений закрылось: на Уральском турбинном, заводе имени Калинина, Пневмостроймашине, Уралгидромаше, Стройдормаше, заводе имени Воровского и ряде других свердловских предприятий. Уничтожение сталелитейного производства на Уралмашзаводе в 2013 году стало последней каплей и вызвало большой общественный резонанс: проходили акции протеста, работники предприятия писали письма во все инстанции, вплоть до президента. Но собственник все же рассудил по-своему.
Резкий спад производства в 1990-х в машиностроении, судостроении, станкостроении и других отраслях привел к снижению спроса на отливки - их выпуск в России сократился с 25,8 миллиона тонн в 1985 году до 7,68 миллиона в 2008-м, а это повлекло не только рост себестоимости, но и снижение качества изделий. Сегодня, как считает промышленный эксперт Леонид Хазанов, объем литья в стране немногим более четырех миллионов тонн - точных цифр ни у кого нет. Так что аргументы владельцев заводов понятны: при сегодняшних объемах содержать собственную литейку нерентабельно - дешевле покупать отливки, и притом не в России.
- Рынок крупного литья в РФ практически перестал существовать. Многие машиностроительные предприятия до сих пор имеют свое литейное производство, но оно загружено не более чем на 30 процентов, - констатирует президент компании СТАН Сергей Недорослев. - Даже при такой недозагрузке кооперация внутри отрасли не развита, поэтому неудивительно, что компании обращаются к китайским производителям. В Китае уже давно создано массовое производство с применением самых современных технологий. КНР сегодня производит около 40 процентов мирового литья, в эту отрасль вкладывают, ее развивают и модернизируют.
Как известно, в Свердловской области машиностроение - одна из системообразующих отраслей, так что и производство отливок - вопрос не праздный. И поднимается он на уровне региона систематически с начала нулевых годов, правда, без видимого эффекта. В 2009 году даже была принята областная программа развития литейных производств до 2020 года, предполагавшая повышение их технического уровня, углубление кооперации, реструктуризацию машиностроения с выделением литейных цехов, а в перспективе - создание современных специализированных литейных центров, обеспечивающих различными видами отливок все машиностроение Урала.
- Программа действует, - заверил "РГ" исполняющий обязанности министра промышленности и науки Свердловской области Сергей Пересторонин. - За последние полгода мы собрали всю объективную информацию об объемах закупок крупногабаритного литья, в том числе за пределами региона. На одном из предприятий будет реализован проект производства крупнотоннажного литья, которое так или иначе используют более 50 процентов наших промышленных предприятий. К сожалению, эти компетенции были утеряны, в ближайшие два-три года планируем их восстанавливать. Без этого у нас не будет перспективы развития машиностроения.
К сожалению, более конкретные результаты программы нам узнать не удалось. Неясна и судьба проекта "Центролит". Планировалось, что это будет новое современное литейное производство, которое станет снабжать своей продукцией и крупный, и мелкий бизнес всего Уральского региона в объеме около 20 тысяч тонн в год.
- Требуемый объем инвестиций - порядка двух миллиардов рублей. Планировалось, что на это будет выделен кредит, но рисковать никто не хочет, - поясняет технический разработчик проекта доктор технических наук Аркадий Финкельштейн.
По словам Финкельштейна, проект неоднозначный с коммерческой стороны: для производства крупногабаритных отливок нужны плавильные печи высокой емкости, а чтобы их загрузить, потребуется организовать масштабное производство средних и мелких отливок. Иначе низкая загрузка оборудования не позволит окупить проект. Следовательно, либо "Центролит" уничтожит многие литейные предприятия, либо они уничтожат его.
Пожалуй, именно этот пункт областной программы действительно выполняется - "широкое вовлечение малого и среднего бизнеса в организацию современного литейного производства". Как рассказали "РГ" на кафедре литейного производства и упрочняющих технологий Института новых материалов и технологий УрФУ, за последние годы в регионе возник целый ряд небольших частных предприятий, работающих с разными заказчиками. Они сумели, зачастую безо всякой господдержки, закупить современное оборудование, нанять лучших специалистов, а потому обеспечивают высокое качество отливок и вполне успешно развиваются. Кстати, по словам Аркадия Финкельштейна, большинство литейных цехов в США работает именно по джоббинговому принципу - на случайных заказах - 89 процентов, и лишь 11 заточены под нужды какого-то конкретного предприятия.
- Одна из причин закрытия литейных цехов - консервативный менеджмент, не реагирующий на потребности рынка. Поэтому их продукция неконкурентоспособна как по цене, так и по качеству, - резюмирует заведующий кафедрой профессор Евгений Фурман.
Там, где менеджеры считать научились, литейное производство модернизировали и централизовали. Например, в советские времена на каждом из предприятий нынешней УГМК была своя литейка. Сейчас большинство старых, часто демидовской постройки, цехов закрыто - деньги вкладываются в один современный, обеспечивающий нужды всего холдинга в ремонтном литье.
Буквально два месяца назад торжественно запущено модернизированное литейное производство на Уральском оптико-механическом заводе. Обновленный участок полностью обеспечит потребности предприятия в высокоточном литье. Объем небольшой - порядка 250 тонн в год, но благодаря повышению качества отливок на 70 процентов снизилась мехобработка. Вот только окупится дорогущее импортное оборудование, видимо, нескоро, к тому же, по нашим данным, из-за санкций возможны проблемы с приобретением расходных материалов.
Есть в регионе и другие примеры модернизации - более или менее успешные, но все они касаются мелкого, фасонного, цветного литья. По крупным же отливкам альтернативы импорту, увы, практически нет.
В этом секторе ситуация вызывает особую тревогу. Например, Уральский турбинный завод, 20 лет назад поставлявший теплофикационные турбины в КНР, сегодня, наоборот, покупает китайские отливки. В этой стране 9 крупных турбинных заводов, которые в год производят генерирующее оборудование, по мощности сопоставимое со всей энергосистемой России. Объемы литья соответствующие.
- Качество китайское, - лаконично комментирует Михаил Самарев, в конце 1990-х работавший представителем тогда еще Турбомоторного завода в КНР, - но это, в принципе, не страшно, если есть строгий входной контроль: металл "лечат" - заваривают раковины.
По мнению Евгения Фурмана, в Китае есть разные заводы, у многих качество отличное. Просто российские заказчики, как водится, экономят. Но, когда речь идет, скажем, о цилиндрах высокого давления для паровых турбин или масштабных деталях для АЭС, словосочетание "китайское качество" вызывает неприятный холодок: а ну как рванет? Тут речь уже не просто о патернализме в отношении отечественного производителя, а о национальной безопасности.
С этой позиции картина нерадостная: конкурировать с литейщиками из Поднебесной наши не могут не только по цене, но зачастую и по качеству. И проблема не в устаревшем оборудовании - просто разучились. Есть еще толковые инженеры, но рабочие кадры готовить давно перестали. Оказывается, даже с сырьем и расходными материалами огромные сложности - с ломом, песком, специальной глиной, смолами. Качественные расходники дороги и дефицитны. Даже стеарин для изготовления моделей в России не делают - закупают в Малайзии! Причина та же: когда упал спрос, производить все эти материалы стало невыгодно.
Так есть ли все же рецепт возрождения литейного производства в России?
- Ситуацию с тяжелым литьем (от 5 до 20 тонн) может спасти только создание с господдержкой крупных литейных компаний в центре, на юге и западе России. Их вполне хватит, чтобы обеспечить машиностроение крупным литьем и возродить свою конкурентоспособность на этом рынке, - считает Сергей Недорослев.
По мнению Михаила Самарева, главное условие - спрос на литье. Чтобы его повысить, "нужно уже что-то производить", то есть нарастить объемы в машиностроении.
Ольга Фетищева, заместитель директора Группы консалтинговых компаний SRG:
- Состояние литейного производства в России плачевно, производственная база устарела, необходима массовая модернизация. Но оборудование очень дорогостоящее и в основном импортное. Поэтому те единичные заводы, которые прошли модернизацию, получили прирост себестоимости литья и в результате не могут конкурировать на рынке. Что, в том числе, отпугивает потенциальных инвесторов. Для возрождения отрасли необходимо, с одной стороны, создание нового поколения оборудования и технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности литых заготовок, с другой - снижение себестоимости продукции.
А как у соседей
На Южном Урале, где в сентябре 2017-го прошел XIII международный съезд литейщиков, насчитывается около 20 крупных литейных производств, ориентированных на внутренний спрос, в том числе завод "БВК", который в 2013 году открыла промышленная группа "КОНАР" совместно с итальянской компанией Cividale S.p.A. На сегодня это одно из самых современных сталелитейных предприятий в России. Тем не менее полностью покрыть спрос южноуральской промышленности в литье местные предприятия не в состоянии: доля импорта в зависимости от типа продукции составляет от 40 до 100 процентов.