16.11.2017 19:55
    Поделиться

    В Петербурге депутаты смогут оштрафовать чиновников

    Если чиновники не будут отвечать вовремя на депутатские запросы или запретят пропускать на свои заседания парламентариев, они могут быть наказаны рублем. С такой инициативой выступили депутаты Санкт-Петербурга, определив сумму штрафа - от 5 до 20 тысяч рублей. Законопроект "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" принят в третьем чтении единогласно и отправлен на подпись губернатору города.

    Инициировал этот закон председатель комитета по законодательству и член постоянной комиссии по устройству государственной власти Денис Четырбок. С "невыполнением законных требований депутата" - так в официальной формулировке называются чиновничьи прегрешения - сталкивается сегодня едва ли не каждый депутат Заксобрания.

    В пресс-службе комитета по законодательству подчеркивают, что в практике каждого парламентария найдется немало примеров, когда на официальные запросы должностные лица не отвечают в установленный законом Санкт-Петербурга срок (15 дней), либо не отвечают вовсе. Депутат Александр Егоров, например, отмечает:

    - Я поднял свои обращения за год. Выяснилось, что почти десять моих запросов оставлены без ответов. Вот пример - история работника Невского судостроительного завода. Он инвалид, работает на вредном производстве, много лет добивается, чтобы были устранены нарушения в охране труда. Я лично переговорил с руководством завода, мне обещали, что все будет сделано, но прошло три недели, а никаких изменений не заметно. Тогда я написал обращение в Государственную инспекцию труда, прошло почти два месяца, а ответа нет до сих пор.

    Не менее яркие примеры замалчивания депутатских запросов касаются сферы ЖКХ. С этими проблемами к депутатам обращаются едва ли не чаще всего. Но Закон "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" распространяется только на органы исполнительной власти, должностные лица многих управляющих компании к ним не относятся. Приходится взывать к Государственной жилищной инспекции, чтобы та приняла свои меры. В результате такая многоступенчатость значительно удлиняет процесс рассмотрения жалоб.

    Впрочем, барьер непонимания между депутатами и чиновниками возникает не только из-за сроков переписки. Александр Егоров больше года добивался того, чтобы ему предоставили помещение для приемной. И только запрос губернатору помог решить эту проблему. В результате парламентарий почти год был вынужден арендовать помещение под приемную за свои личные деньги.

    По словам парламентариев, не меньшие проблемы возникают и в ситуациях, когда им приходится добиваться личной встречи с чиновниками. Закон о статусе депутат Законодательного собрания дает право "внеочередного и безотлагательного приема", однако на деле эта норма не работает.

    На заседаниях Законодательного собрания парламентарии рассматривали документ более двух месяцев. Больше всего вопросов вызывали две темы: размер штрафа и механизм исполнения закона. Первоначально в законопроекте фигурировала, по определению самих депутатов, "смешная сумма" - от двух до трех тысяч рублей. В конечном счете эту вилку увеличили с 5 до 20 тысяч. Также законом устанавливается перечень лиц, которые имеют право составления административных протоколов о таких правонарушениях. К ним относятся прежде всего сотрудники контрольного управления администрации губернатора.

    Размер штрафа депутаты увеличили с 5 до 20 тысяч рублей

    И хотя предполагается, что контрольное управление будет руководствоваться исключительно прописанными в новом законе нормами, окончательно все вопросы это положение не снимает. Получается, что чиновники администрации будут составлять протоколы о нарушениях в отношении своего же брата-чиновника?

    Мнение

    Иван Соловьев, доктор юридических наук:

    - Очевидно, для такой законодательной инициативы у региональных депутатов есть основания. Ведь сроки ответов, требования к подписанту и ответственность за их непредоставление детально прописаны лишь для федеральных парламентариев. Однако проблемы, которые решаются на региональном уровне, подчас не уступают по своей значимости общероссийским. Отсутствие четких критериев для направления ответов на запросы депутатов субъектов Российской Федерации приводит к тому, что они нередко попросту игнорируются чиновниками. Но ведь депутат представляет своих избирателей, обязан действовать в их интересах. Поэтому и депутатские запросы направляются по проблемам, волнующим людей. Они призваны в первую очередь решать вопросы восстановления нарушенных прав граждан, соблюдения принципов справедливости и своевременного реагирования на пробелы в правовом и ином регулировании различных сфер жизни. При соблюдении этих весьма важных критериев реагирование на депутатские запросы должно быть своевременным и исчерпывающим. Депутат должен иметь возможность без труда разобраться в полученной информации и довести ее до избирателей. Думаю, что такой порядок ни в коей мере не ставит одну ветвь власти в зависимость от другой. Есть целый ряд полномочий и целый ряд обязанностей по отношению друг к другу, которые реализуются исполнительной и законодательной ветвями власти. Вместе они направлены на одну цель - служение интересам людей. Поэтому обид и недомолвок, с моей точки зрения, здесь быть не должно.

    Другой вопрос, что сами депутатские запросы должны строго соответствовать вышеобозначенным целям. Государственным и коммерческим структурам нередко приходится сталкиваться с тем, что в запросах депутатов содержится требование представить информацию, являющуюся коммерческой, налоговой, адвокатской, нотариальной или какой-либо иной тайной. Конечно, в таких случаях возникают достаточно сложные правовые ситуации. Поэтому весьма важно, чтобы предоставление требуемых сведений было предусмотрено законом и было необходимо для осуществления депутатом своих задач и функций в установленной сфере деятельности.

    Подготовил Иван Петров

    Поделиться