- Причина этого землетрясения традиционная - движение плит, когда они давят друг на друга, возникает напряжение, которое внезапно сбрасывается, и происходит сильный сейсмический толчок, - говорит доктор физико-математических наук из Института физики Земли РАН Рубен Татевосян. - В данном случае в бедствии участвовали Аравийская и Евразийская платформы, которые движутся относительно друга друга со скоростью 1 сантиметр в год. Кстати, движение этих плит заставляет расти в Иране Загросские горы.
Можно ли опасаться, что здесь произойдет еще один более мощный подземный удар? Такая вероятность крайне мала, считает Рубен Татевосян. По статистике, последующие толчки слабее главного, а самый сильный из них может иметь магнитуду на единицу меньше первоначального. Но, правда, бывают и исключения, хотя крайне редкие. Пока зафиксировано несколько афтершоков, из них самый сильный с магнитудой около 4.
Татевосян подчеркивает, что этот подземный удар никакой опасности для АЭС "Бушер" не представляет. Во-первых, она находится на расстоянии около 600 километров от эпицентра, во-вторых, рассчитана на куда более мощные подземные толчки. Что касается последствий для России иранского землетрясения, то, по мнению Татевосяна, говорить о какой-либо опасности просто не имеет смысла. Никакой угрозы нет. Единственное его последствие, причем положительное, - это привлечение внимания к подобным событиям. Напоминание, что к таким природным катаклизмам надо готовиться, а значит, создавать специальные сети для слежения за движениями плит. Это позволит более точно оценивать сейсмическую опасность на территории России.