Здесь объединены три периода жизни и творчества художника: Ленинград 60-х, Париж 70-х и Нью- Йорк 80-х.
Михаил Шемякин провел журналистов по выставке и рассказал буквально про каждую работу.
Выставка напоминает мастерскую Шемякина. Можно увидеть натюрморты ленинградского периода, керамику. Фотографии друзей: поэтов, художников, композиторов, искусствоведов, первой жены Ребекки.
- Я как будто предчувствовал, что многие мои друзья займут важную нишу в истории искусств, литературе. Например, я снимал юного Олега Охапкина, молодого Виктора Кривулина, поэтов, прозаиков, многих художников. Замечательные люди, которые помогали мне в жизни.
- Моя мастерская на Загородном проспекте. Позднее выяснилось, что именно в этом доме родился Дмитрий Шостакович… Мы сломали стену и на фоне кирпичей снимали обнаженного Костю Кузьминского, бунтаря, поэта, который плясал вокруг мясной туши. То, что сегодня называется перформансом или хэппенингом, а мы тогда просто делали интересные картинки, по которым потом работали художники. У меня были великолепные натурщицы, они с удовольствием позировали.
- Вид из моего окна. Помню, я в белую ночь пишу пейзаж из окна - Сенной собор. Вдруг вздрагивают окна, и я с ужасом вижу, как собор… оседает, и его не стало! Взорвали.
Куратор выставки Ольга Сазонова сообщила: "Здесь четыре работы ленинградского периода, которые находятся в частных коллекциях, нигде не выставлялись. Одна из них - 1961 года, когда Михаилу Шемякину было всего 18 лет. Эти картины ему не разрешили вывезти из страны в 1971 году, когда его выслали на Запад".
Французский период - фотографии из цикла "Чрево Парижа".
- Я приехал во Францию, узнал, что французы хотят снести уникальное историческое место - квартал "Чрево Парижа" в центре города. Я расстроился и решил увековечить его. В течение года снимал и снимал на 16-миллиметровую камеру, приезжал в 12 ночи, уезжал в 8 утра. Сделал 5 тысяч фотографий. Много портретов колоритных мясников, здоровенных людей. В следующем году у меня будет выставка в Московском музее современного искусства, там представлю серию тех фотографий и фильм. Я снимал, проявлял и пленки складывал в железную коробку. А потом забыл про них надолго, лет на сорок. Но ничего не погибло. Перевели негативы на "цифру", и сейчас актер и режиссер петербургского театра AXE Павел Семченко вместе с технологами работает над фильмом. Это будет любопытный кусок удивительного явления "Чрево Парижа".
- Готовимся к выставке "Географическая карта в искусстве". В старые времена на картах изображали политические карикатуры, особенно злобные были на Россию. Рисовали русского медведя, который пытается сожрать все страны. Хочу показать французам, как они к нам относились.
- Здесь мои работы - высокая печать жикле, на черном фоне. Обычно это импровизация. На мастер-классах в Америке и Англии я показываю мои методы рисования и трансформации.
В Центре Шемякина открылась еще одна выставка - студенческая. "Любопытные эксперименты", - оценил маэстро. Студенты (всего их шестеро) обучаются в петербургской Академии Штиглица, на курсе профессора Шемякина. Он перевел ребят из Воронежской академии художеств, где преподавал. Занятия проходят и во Франции, в поместье Шемякина, там ученики работают в специально выстроенных для них мастерских.
- Мы учимся на четвертом курсе. Классическим, академическим образованием (рисунок, живопись, композиция) с нами занимается в Петербурге Александр Петрович Ходюк, а когда мы приезжаем во Францию, выполняем задания Михаила Михайловича, - поясняет Андрей Шепель.
- Талантливые, интересные ребята. У меня в основном учатся девочки, мальчики не прошли по конкурсу, - говорит Шемякин. - Они проходят практику в музеях этнографии, изучают русские костюмы, искусство северных народов, учатся трансформации, а также правильно видеть природу.
Интерьеры Фонда Шемякина изменились - проведена реконструкция. Теперь здесь все по-другому. Современно, стильно. Архитектор Сергей Падалко, автор проекта, прокомментировал:
- Это портрет Михаила Шемякина, выраженный средствами архитектуры, доступными в интерьере. Вольные интерпретации на тему шемякинских образов: геометрические формы, клетки, окна… То, с чем у меня связывается собирательный образ художника с большой буквы - его творчества, личности. Работа не окончена, здесь не хватает многих штрихов. У нас большие планы. Например, расписать и дворы, где находится Центр Шемякина, по эскизам Михаила Михайловича.
Прежде на Садовой был "Фонд Михаила Шемякина", теперь - "Центр Михаила Шемякина". Елена Чекалина, генеральный директор "Лаборатории творчества Михаила Шемякина", пояснила корреспонденту "РГ":
- Центр Шемякина - совместный проект Лаборатории творчества и Фонда. Поскольку Фонд - некоммерческая организация, финансирование не стабильное. В этом году, например, мы не получали грантов. Теперь у Фонда появилась возможность существовать более самостоятельно. Фонд по-прежнему будет заниматься научной, просветительской деятельностью, а коммерческая деятельность Лаборатории творчества позволит закрыть основные вопросы по его содержанию.
В следующем году Михаилу Шемякину исполнится 75 лет. Центр планирует организовать несколько выставок.
- Мы хотим показать Мастера публике с неожиданной стороны, - сообщила Ольга Сазонова, искусствовед, художественный директор Центра.- Например, будет выставка "Шемякин как сподвижник" (рабочее название). Михаил Михайлович много помогал и помогает поэтам, музыкантам, художникам, печатал художественные альманахи, делал выставки другим художникам и записывал пластинки.
Еще одна - "Непрекращающийся диалог художника и поэта". В 2018 году 80 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. Интересно представить, как две талантливейших личности повлияли друг на друга в своем искусстве. Например, идея создания памятника Петру I, впоследствии установленного в Петропавловской крепости, принадлежит именно Высоцкому, а знаменитое и одно из самых сложных его стихотворений "Тушеноши" родилось после просмотра серии художника "Чрево Парижа" и рассказов Шемякина об этих удивительных людях.
Летом покажем яркую выставку афиш, презентовавших серии работ Шемякина в самых разных уголках мира. И обязательно научное исследование - "Забинтованная фигура в искусстве", подготовленное Михаилом Шемякиным специально для Центра. Особого внимания заслуживает выставка "Метафизика", которая планируется на осень. Ведь Шемякин, в первую очередь, художник-метафизик, ведущий свой метафизический поиск в искусстве, начиная еще с 1960-х годов.
Выставка "Шемякин. Открытие" будет работать до 20 декабря.