В РГАЛИ открылась выставка к 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой

"Тебе - через века". К 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой. Выставочный зал РГАЛИ. 14 ноября - 31 марта

Марина Цветаева очень любила украшения - браслеты, перстни, ожерелья, но в особенности бусы, вот именно эти, желто-коричневые, корнеоловые. Они надеты на героинь ее поэм, на них в ее стихах похожи фонари и ягоды бузины.

- Она купила 99 бусин на блошином рынке во Франции, сама нанизала их на нитку, надела на себя и сказала: "Никогда не сниму"! - мы с директором РГАЛИ Татьяной Горяевой стоим у стенда с цветаевской реликвией, одной из ценнейших на выставке. Рядом с бусами - серебряный перстень-печатка, на соседнем стенде ее любимая бамбуковая перьевая ручка, печать с круглой деревянной рукоятью, она ставила печать на свои письма...

Экспозицией к юбилею Цветаевой в Российском государственном архиве литературы и искусства открылся собственный выставочный зал. Так полтора миллиона единиц хранения, находящиеся сегодня в фондах РГАЛИ, получили наконец шанс выйти к публике, не покидая родных стен.

Это выставка стихов. Они тут начинаются с коридора, расписанного стихотворением, давшим выставке название (помните "к тебе, имеющему быть рожденным столетие спустя..."), и продолжаются на стенах и стендах зала - в тех самых драгоценных "единицах хранения", авторских рукописях, записных книжках, машинописях, рисунках. Последние подслеповаты, но все подписаны узнаваемым росчерком, причем рукописная Цветаева мало отличается от машинописной: аккуратнейшим бисерным почерком выведенное "Моим стихам, написанным так рано..." читается сквозь стекло так же быстро, как напечатанное "Смотрят снова глазами незрячими".

Поэт глазами других - такова концепция выставки, и стихи в зале поделены на разделы, относящиеся к знавшим Цветаеву, в семье ли, в поэтическом цеху, в Париже и Коктебеле. Рядом с нервно правлеными письмами Марины к Рильке и Рильке к Марине - берлинские рукописи Андрея Белого, через перегородку - что-то разборчиво-успокоительное от Волошина, его миниатюрные коктебельские акварели.

Но главный партнер Цветаевой на выставке - еще одна женщина-художник, Лидия Мастеркова. Московский Музей AZ предложил РГАЛИ срифмовать наконец поэтические строки Цветаевой с поэтическими коллажами знаменитого русского авангардиста из своей коллекции. И напротив рукописей в зале - мастерковский цикл "Посвящение Марине Цветаевой", семь черно-белых, рисованных мокрой тушью абстрактных тондо, круглых картин, заключенных в резные коллажные рамы из бумаги. Смотрящимися, как размышления земного художника о бесконечном Космосе, рвущимся из своих белых рам взвихренными потоками сознания. Все по Цветаевой - "Вот вихрь встает - и бездна пролегла"...