Новости

18.11.2017 20:07
Рубрика: Экономика

Эксперты рассказали, как стать хорошим управленцем

Антон Мамаев, генеральный директор ИК "Питер Траст":

- Чтобы быть хорошим управленцем - им нужно родиться. Но если серьезно - то управленческие навыки конечно можно наработать. И это те навыки, которые нужно тренировать постоянно.

Хороший управленец - тот, кто может вести коллектив в заданном направлении с максимальной эффективностью, т.е. с наибольшим результатом при наименьших издержках. При этом управленец живет в крайне текучей среде:постоянно меняется ситуация снаружи организации и обстановка внутри неё. Возможность увязать сотни постоянно меняющихся факторов и выстроить цепочку оптимальных решений, приводящую к эффективности - и есть главный управленческий навык. Это умение держать руку на пульсе и правильно направлять организационные потоки складываются из десятков личностных компетенций. Их в целом можно разделить на несколько групп.

Первое - хороший управленец обладает хорошим кругозором. Чтоб понимать, как меняется среда вокруг и не пропускать вспышки, которые могут принести пользу - например, в последнее время - резкое развитие блокчейна и криптовалют или взрывную популярность рэп-баттлов. Надо видеть, как меняется мир, и меняться вместе с ним, а также понимать - как эти изменения могут быть полезны.

Второе: безусловно, хороший управленец должен быть профессионалом в своей среде. Знать свое дело, развиваться в нем, общаться с коллегами, учиться, нарабатывать и нарабатывать экспертизу.

Очень большая проблема всех начинающих управленцев - умение делегировать. Какой бы он ни был молодец, он не сможет быть профи во всех аспектах деятельности специалистов разного профиля. Его задача - вектор. Не надо залезать в работу дизайнера, бухгалтера и уборщицы. Управленец согласуете конечный результат их работы, и если он не устраивает - принимаете верное управленческое решение. Все.

Основное, с чем постоянно сталкивается управленец - это работа с людьми. Базовые знания а по социальной психологии, понимание работы мотивационных механизмов, основы конфликтологии и общее желание слушать и слышать своих сотрудников часто становятся едва ли не самым важным фактором успеха всей команды. Не пренебрегайте приобретением новых знаниями в этой сфере и тренируйте навык работы с людьми постоянно. Внутренние противоречия в коллективе ввергли в коллапс не одну организацию, а слаженные команды часто добивались невозможного. Особенно это в наши дни приобрело значение - все известные сегодня интернет-гиганты, например, начинали свою работу небольшим коллективом единомышленников.

Я уже упомянул про слушать и слышать, но в контексте коллектива. Однако этот навык стоит применять шире. Критика важна. Очень важна. Она затачивает ваш внутренний метроном, оттачивает ваше управленческое чутье - а это то, что бывает ключевым фактором принятия решений.

Можно было бы поговорит и о "чутье", но эту категорию невозможно формализовать и научить "чуять", эта компетенция тренируется всеми вышеперечисленными. Опыт, тренировка, еще раз опыт.

Кстати, об опыте. Это тоже синтетическая величина - он нарабатывается и самостоятельно, и вам очень повезет, если вам повстречаются люди с богатой управленческой экспертизой, которые готовы ею поделиться. В старые времена существовал институт наставничества, при котором мастер передавал свои секреты нескольким ученикам, в советские времена существовала система производственных практик и специализированной подготовки управленческих кадров. В наши дни эта система размылась. Молодому управленцу, грубо говоря, некому задать свой сложный вопрос и не от кого услышать совет или рассказ о трудных кейсах. Лично я это считаю островажным, особенно в нашей стране, которая невероятно менялась последние 25 лет. Именно поэтому, кстати, я принимаю участие в конкурсе "Лидеры России", посвященному развитию кадрового резерва в стране: там как раз для участников предполагаются наставники очень высокого уровня. Приобщиться к опыту Козака, Кириенко, Грефа, - это уникальнейшая возможность. Их знания о том, как менялась страна, и как на это повлияли конкретные управленческие решения - беспрецедентны, такого нигде нельзя найти.