В Финляндии, для сравнения, 384 килограмма, а в Европе - 360-365 килограммов. На европейский уровень потребления мы выйдем через пять лет, уверен министр, но для этого нужно производить на 10 миллионов тонн молока в год больше (сейчас - около 30 миллионов тонн).
Пока темпы прироста небольшие - за девять месяцев этого года объем производства молока вырос всего на 1 процент. Проблема, по словам министра, в том, что около половины всего молока производится в личных подсобных хозяйствах. Поголовье там ежегодно сокращается на 150 тысяч, вместе с которыми с рынка уходят примерно полмиллиона тонн молока. А вот в фермерских хозяйствах производство растет на 3-4 процента, в некоторых - на 8 процентов в год. Это связано с мерами господдержки (в частности, инвесторы получают компенсацию 30 процентов затрат на строительство молочного комплекса), благодаря которым окупаемость ферм сократилась до 5-7 лет. По словам Александра Ткачева, это уже интересно для предпринимателей, и на рынке даже образовался бум - бизнес переходит в молочную индустрию, в том числе из зернового и мясного сегментов.
Регионы также поддерживают производителей молочной продукции на своем уровне. Например, в Подмосковье в этом году открыта программа для производителей сыров. Полностью или частично компенсируются затраты на инфраструктуру. Кроме того, фермеры могут претендовать на полную компенсацию затрат на электричество, газ, канализацию. Разные сегменты сырного производства нужно размещать вместе, чтобы эффективно использовать сыворотку, вторичные продукты производства. Поэтому в Дмитровском районе Подмосковья выделена специальная территория в 16 гектаров, рассказал губернатор Московской области Андрей Воробьев, на которой будет развиваться сырный кластер. Производителям компенсируют 25 процентов капитальных затрат и так же, как и в федеральной программе, доступны льготные кредиты.
"Такая программа позволяет нам рассчитывать, что в Подмосковье придут новые производители сыров, а те, которые уже есть, расширят свое производство", - добавил Воробьев.
Меры поддержки оценили производители - возможность открыть молочный комплекс в Подмосковье рассматривает президент группы компаний "ЭкоНива" Штефан Дюрр. Недавно был открыт очередной комплекс группы в Калужской области на 2800 голов. Готовятся к открытию комплексы в Новосибирской, Тюменской и Воронежской областях, строятся еще четыре комплекса. Сейчас хорошее время для развития, уверен Дюрр, и крупным предприятиям господдержки достаточно для того, чтобы нормально жить и развиваться. Вместе с тем, по его словам, производителям очень пригодились бы кредиты на пополнение оборотных средств - не на один год, а на два.
Александр Ткачев назвал Дюрра "героем труда" - каждый день его фермы производят около 1 тысячи тонн молока, то есть 365 тысяч тонн в год. К тому же молочный комплекс группа компаний строит за рекордные семь месяцев. "Нам таких Штефанов пять-семь - и мы напоим страну молоком", - уверен министр.
Но чтобы наращивать производство, нужно быть уверенным в том, что товар найдет своего потребителя. Заместитель председателя правительства, министр инвестиций и инноваций Московской области Денис Буцаев отметил, что сетевые магазины пока выбирают молочную продукцию по непонятному принципу. У крупных производителей проблем нет, а вот малые и средние, даже объединившись, с трудом попадают на полки. При этом часто сетевой магазин - единственный способ добраться до потребителя. "Мы стараемся адаптировать ассортиментную матрицу под тот регион, в котором открываем магазин. Товары, представленные в Калуге, могут отличаться от того, что представлено в Москве", - рассказал генеральный директор торговой сети "Перекресток" Владимир Сорокин. Изучаются аналитические материалы и то, что выбирают потребители. Ассортимент зависит от размеров магазина и местных предпочтений, добавил он.
"Проблема с представленностью небольших производителей в сетях в первую очередь связана с жесткими требованиями со стороны сетей, - рассказали "РГ" в Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко). -Поставщик должен обеспечивать стабильный объем в стабильные сроки со стабильным качеством. К сожалению, далеко не все маленькие компании могут выполнить такие требования". В то же время, отметили в союзе, есть отдельные проблемы с вводом новых категорий, с навязыванием маркетинговых услуг по их продвижению - их объединение производителей пытается решить на уровне саморегулируемых организаций.
Представители сетей отмечают, что спрос потребителей смещается в сторону простых базовых продуктов - самого молока, а не, например, сыров. Это подтвердили и в Союзмолоке - смещение спроса в сторону более дешевых продуктов действительно наблюдается. В частности, растет спрос на сырные продукты, а не на сыры. "Безусловно, производители подстраиваются под спрос и принимают решения о расширении выпуска исходя из рыночной ситуации, - отмечают в союзе. - Однако все-таки кризисные явления в экономике имеют цикличный эффект, а значит, за спадом последует рост. Как и любой бизнес, молочный работает на перспективу".