Андрей Маркович, почему вы вернулись к пьесе, написанной 17 лет назад? И почему вообще когда-то вам захотелось написать про Екатерину II и Петра III?
Андрей Максимов: На самом деле вначале у меня возникла безумная идея написать пьесу про двух людей, которых считают главными развратниками русской истории - Распутина и Екатерину II. И когда начал читать про Екатерину II, то, во-первых, узнал, что она не была развратницей. А во-вторых, поневоле погрузился в историю ее единственного законного мужа Петра III. Меня абсолютно поразил этот человек. И мне захотелось написать про него пьесу.
Что вас в нем заинтересовало в первую очередь?
Андрей Максимов: Что это невероятно несчастный человек. Человек, которого зовут Карл Петер Ульрих, вдруг называется Петром Федоровичем и начинает править огромной страной, вовсе того не желая. Это история о том, что меня волнует больше всего: о судьбе, любви и одиночестве. Поэтому спектакль называется "Любовь у трона". А то, что герои постоянно говорят про судьбы России - это все фон. На протяжении всего репетиционного периода я все время говорил артистам: "Это человеческая история". Кто-то мне заметил: "Какая у вас актуальная пьеса, прямо под выборы". А для меня ее актуальность вовсе не в каких-то политических аллюзиях, а в человеческих проявлениях.
Екатерину играет Ольга Тумайкина, Петра - Андрей Ильин. Прекрасные актеры, что и говорить, но возрастные. Петру было всего 34 года, когда он погиб...
Андрей Максимов: Почему мне показалось важным, чтобы играли актеры именно такие? Потому что это история про людей, которые прожили тяжелую жизнь - они знали, что такое унижение, что такое страдание. Я давно хотел поработать с Ольгой Тумайкиной, но особенно мне было интересно, как она сыграет Екатерину. Потом мы долго думали про Петра III. Были разные варианты. И наконец, я вспомнил про Андрея Ильина, которого впервые увидел, когда он на в Риге блистательно играл Хлестакова. Это потрясающий, и на мой взгляд, не до конца реализованный артист. То, что он делает в "Любви у трона", он еще не делал никогда.
Да, благодаря Ильину его герой обретает трагические черты. Как вам кажется, зритель благодаря вашему спектаклю что-то поймет про страну, в которой он живет?
Андрей Максимов: Поймет ли, не знаю, но, если захочет, задумается. В спектакле есть один диалог. Екатерина говорит: "Да разве можно судьбу России случаю доверять?", на что Петр отвечает: "Если кому и доверять в этой стране, то только случаю. Больше некому". На самом деле, мне кажется, у нас излишне сакральное отношение к истории. Нам кажется, что если мы поймем свои истоки, то нам легче будет строить будущее. Не уверен. Прежде всего, истории нет, есть мифы. Как известно, история пишется победителями.
Как же тогда преподавать историю в школах? Как апокрифы? Мифологию?
Андрей Максимов: Надо рассказывать истории про людей. Что мы и делаем в спектакле. Если вообще о театре, то у меня есть позиция: главное, чтобы все получали удовольствие. Режиссер, артисты, сценограф, костюмеры. И, кстати, не могу не сказать о нашей команде - чудесном композиторе Сергее Шустицком, с которым мы сделали не один спектакль. О хореографе Татьяне Докукиной, которая известна как создатель лучших балов в Москве, один из главных специалистов по историческому танцу. О грандиозном сценографе Максиме Обрезкове - он придумал совершенно особый мир, который диктует поведение актеров. И передал образ России не через снег, как у Туминаса, а через грязь. Так вот все мы получали огромное удовольствие от работы. И хочется, чтобы теперь его разделил зритель. Все истории про то, что "я хотел сказать сегодняшнему зрителю" - это все надуманное. Люди приходят в театр не для того, чтобы их учили жить, не для того, чтобы узнать документальную историю Екатерины II. Они приходят, чтобы получить удовольствие. Только для одного удовольствие - это комедия, а для другого - сопереживание страдающим героям, вот и все.