Андрей Максимов поставил спектакль "Любовь у трона" в Театре Вахтангова

Что могло присниться Екатерине Великой накануне государственного переворота, который привел ее к власти на три десятилетия? Об этом новый спектакль Андрея Максимова "Любовь у трона" по его собственной пьесе, премьера которого состоится 22 ноября в только что открывшемся филиале Театра им. Вахтангова, на Симоновской сцене.

Андрей Маркович, почему вы вернулись к пьесе, написанной 17 лет назад? И почему вообще когда-то вам захотелось написать про Екатерину II и Петра III?

Андрей Максимов: На самом деле вначале у меня возникла безумная идея написать пьесу про двух людей, которых считают главными развратниками русской истории - Распутина и Екатерину II. И когда начал читать про Екатерину II, то, во-первых, узнал, что она не была развратницей. А во-вторых, поневоле погрузился в историю ее единственного законного мужа Петра III. Меня абсолютно поразил этот человек. И мне захотелось написать про него пьесу.

Что вас в нем заинтересовало в первую очередь?

Андрей Максимов: Что это невероятно несчастный человек. Человек, которого зовут Карл Петер Ульрих, вдруг называется Петром Федоровичем и начинает править огромной страной, вовсе того не желая. Это история о том, что меня волнует больше всего: о судьбе, любви и одиночестве. Поэтому спектакль называется "Любовь у трона". А то, что герои постоянно говорят про судьбы России - это все фон. На протяжении всего репетиционного периода я все время говорил артистам: "Это человеческая история". Кто-то мне заметил: "Какая у вас актуальная пьеса, прямо под выборы". А для меня ее актуальность вовсе не в каких-то политических аллюзиях, а в человеческих проявлениях.

Екатерину играет Ольга Тумайкина, Петра - Андрей Ильин. Прекрасные актеры, что и говорить, но возрастные. Петру было всего 34 года, когда он погиб...

Андрей Максимов: Почему мне показалось важным, чтобы играли актеры именно такие? Потому что это история про людей, которые прожили тяжелую жизнь - они знали, что такое унижение, что такое страдание. Я давно хотел поработать с Ольгой Тумайкиной, но особенно мне было интересно, как она сыграет Екатерину. Потом мы долго думали про Петра III. Были разные варианты. И наконец, я вспомнил про Андрея Ильина, которого впервые увидел, когда он на в Риге блистательно играл Хлестакова. Это потрясающий, и на мой взгляд, не до конца реализованный артист. То, что он делает в "Любви у трона", он еще не делал никогда.

Да, благодаря Ильину его герой обретает трагические черты. Как вам кажется, зритель благодаря вашему спектаклю что-то поймет про страну, в которой он живет?

Андрей Максимов: Поймет ли, не знаю, но, если захочет, задумается. В спектакле есть один диалог. Екатерина говорит: "Да разве можно судьбу России случаю доверять?", на что Петр отвечает: "Если кому и доверять в этой стране, то только случаю. Больше некому". На самом деле, мне кажется, у нас излишне сакральное отношение к истории. Нам кажется, что если мы поймем свои истоки, то нам легче будет строить будущее. Не уверен. Прежде всего, истории нет, есть мифы. Как известно, история пишется победителями.

Кто-то сказал: "Какая актуальная пьеса, прямо под выборы"

Как же тогда преподавать историю в школах? Как апокрифы? Мифологию?

Андрей Максимов: Надо рассказывать истории про людей. Что мы и делаем в спектакле. Если вообще о театре, то у меня есть позиция: главное, чтобы все получали удовольствие. Режиссер, артисты, сценограф, костюмеры. И, кстати, не могу не сказать о нашей команде - чудесном композиторе Сергее Шустицком, с которым мы сделали не один спектакль. О хореографе Татьяне Докукиной, которая известна как создатель лучших балов в Москве, один из главных специалистов по историческому танцу. О грандиозном сценографе Максиме Обрезкове - он придумал совершенно особый мир, который диктует поведение актеров. И передал образ России не через снег, как у Туминаса, а через грязь. Так вот все мы получали огромное удовольствие от работы. И хочется, чтобы теперь его разделил зритель. Все истории про то, что "я хотел сказать сегодняшнему зрителю" - это все надуманное. Люди приходят в театр не для того, чтобы их учили жить, не для того, чтобы узнать документальную историю Екатерины II. Они приходят, чтобы получить удовольствие. Только для одного удовольствие - это комедия, а для другого - сопереживание страдающим героям, вот и все.