Михаил Владимирович, перед нашей встречей смотрела динамику этого года по налоговым поступлениям. Впечатляет. Похоже, наша экономика, действительно, выходит из кризиса?
Михаил Мишустин: Без сомнения, сегодня по темпам поступления налоговых доходов можно говорить об оживлении экономики, о том, что мы последовательно сокращаем теневой сектор. Однако судить только по ним о кризисе не совсем верно. Это кумулятивный, собирательный эффект. Он связан как с экономикой, которая показала 1,8 процента роста ВВП за девять месяцев, так и с другими факторами, включая налоговое администрирование.
И какой этот кумулятивный эффект на данный момент?
Михаил Мишустин: Если говорить о десяти месяцах этого года, то мы фиксируем рост поступлений в консолидированный бюджет на 19,1 процента. В абсолютных цифрах - это 14,3 триллиона рублей. В федеральный бюджет - 7,5 триллиона рублей, плюс 30 процентов. Причем 60 процентов этой динамики обеспечили вовсе не доходы от нефти и газа.
Вас, наверное, особо радует динамика налога на прибыль - у него самый большой рост, 18,8 процента? Экономика не стоит на месте.
Михаил Мишустин: Акцизные сборы тоже хорошо собираются - плюс 18,4 процента. Акцизы на крепкий алкоголь продолжают рост с 2016 года, когда начался волновой эффект от легализации алкогольной отрасли, которую мы провели вместе с правоохранительными органами. Не менее важно, что выросли поступления по налогу на доходы физлиц - на 8 процентов. И это выше темпов номинальной зарплаты. Растут и поступления по страховым взносам. За 10 месяцев поступило 4,6 триллиона рублей, рост составил 8,6 процента. В сумме это на 363,7 миллиарда рублей больше десяти месяцев прошлого года. Если брать третий квартал, то рост составил почти 10 процентов. И мы надеемся сохранить такой темп до конца года. Но в первую очередь это стало возможным благодаря взысканиям задолженности, которая накопилась за несколько лет во все страховые фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования и социального страхования. - Прим. ред.).
Совместно с фондами мы реализовали механизм по уточнению переданной ими информации. Плательщику достаточно подать обращение в налоговый орган либо орган Пенсионного фонда России, где он состоит на учете. Фонд проводит сверку расчетов за периоды до 1 января 2017 года, принимает решение о корректировке сумм страховых взносов и направляет информацию обратно нам в электронном виде. Мы, получив ее, вносим соответствующие исправления. Кроме того, Служба совместно с фондами проводит самостоятельную работу по проверке и корректировке принятых сведений. Однако не все плательщики знают, что нужно делать, оказавшись в подобной ситуации. Всю необходимую информацию можно получить по бесплатному номеру нашего контакт-центра 8 (800) 222-22-22. Отмечу, что налоговым органам даны указания применять меры по взысканию в предельно поздние сроки.
Очень чувствителен к обелению любого рынка и налог на добавленную стоимость (НДС). О чем говорят его сборы?
Михаил Мишустин: У нас за пять лет средний темп прироста НДС - 13 процентов. Сейчас, за десять месяцев, поступило 2,6 триллиона рублей плюс 12,3 процента, но будет больше к концу года. Здесь, конечно, влияние оказывает работа автоматизированной системы контроля за возмещением НДС (АСК НДС). Мы видим практически все хозяйственные операции налогоплательщиков - это 15 миллиардов операций в год. Три года назад, когда запускали эту систему, доля сомнительных операций составляла 8 процентов от оборота этого налога. А сейчас всего около одного процента. Это и есть сокращение теневого сектора. За время работы АСК "НДС-2", по данным экспертов, количество фиктивных компаний уменьшилось более чем в два раза, а также в разы снизилось количество сомнительных случаев заявления возмещения налога из бюджета.
Получается, вы уже не "гоняетесь" за отдельными компаниями, а захватываете весь сектор сразу?
Михаил Мишустин: Понимаете, неразумно пытаться вывести из тени отдельного налогоплательщика - в условиях жесткой конкуренции это только приведет к его банкротству. Мы разработали и внедрили три контрольно-аналитические системы - это, как я уже рассказал, система контроля за НДС, онлайн-передача данных контрольно-кассовой техники и система маркировки товаров. ФНС пытается создавать прозрачную контрольную среду в отраслях с помощью так называемой системы управления поведением налогоплательщиков.
Последний такой проект реализован в сфере экспорта сельхозпродукции - зерновых культур и растительного масла. Работа ведется по всей стране и на сегодня к Хартии о неприменении схем уклонения от уплаты налогов уже присоединились более 1460 компаний. В результате при росте экспорта зерновых (масличных) культур на 20 процентов сумма возмещения НДС уменьшилась в 2,3 раза, что позволило предотвратить потери бюджета только за третий квартал 2017 года в размере 11,7 миллиарда рублей. В целом по году выгода для бюджета может составить более 50 миллиардов рублей. Это один из инструментов.
Понятно, теперь вы наблюдаете за налогоплательщиками онлайн - издалека. Большое видится на расстоянии?
Михаил Мишустин: Можно и так сказать. Все бизнес-процессы контроля полностью автоматизированы: при наличии расхождений налогоплательщику в автоматическом режиме направляется требование о представлении пояснений или уточнению обязательств. Только за 2017 год около 90 тысяч налогоплательщиков добровольно уточнили обязательства на сумму 96 миллиардов рублей.
Наша практика показала, что камеральные проверки - гораздо более эффективное администрирование. И благодаря новым технологиям мы снижаем количество выездных проверок. С 2010 года их стало в три раза меньше. А в этом году - еще минус 23 процента, сокращение до 15,5 тысячи проверок за девять месяцев. Мы сегодня прибегаем к выездным проверкам, когда абсолютно точно понимаем, что налогоплательщик нарушил все мыслимые или немыслимые нормы. Вот тогда в ход идут все фискальные меры, в том числе выездные проверки и совместная работа с правоохранителями.
А, может, все-таки не стоит ждать, когда уже нарушены "все мыслимые и немыслимые"? Дурной пример - заразителен. И надо быть жестче?
Михаил Мишустин: Мы уже давно пришли к пониманию, что жесткие методы, достигнув определенной точки, перестают давать эффект. Современные технологии позволяют прийти к разумному балансу, концептуально изменить подход к проведению проверок, используя возможности продвинутой аналитики. И то, что число выездных проверок сокращается, как раз и говорит о том, что злостных нарушителей становится все меньше.
А какой эффект дает совместная работа ФТС и ФНС для обеления рынка?
Михаил Мишустин: Мы очень тесно работаем с ФТС России. За 9 месяцев этого года в режиме координации с таможенными органами проведено 169 проверок. Кроме того, по проверкам с использованием информации таможенных органов дополнительно начислено 60 миллиардов рублей налогов. В рамках создания единой системы администрирования налоговых и таможенных платежей мы договорились о плановом обмене таможенными и налоговыми рисками. В результате повышена оперативность и адресность определения схем "серого" импорта и необходимых мероприятий таможенного и налогового контроля.
Часто приходится судиться с налогоплательщиками?
Михаил Мишустин: Количество судебных дел у нас также продолжает сокращаться. За 9 месяцев количество рассмотренных судами дел по юрлицам снизилось еще почти на 12 процентов. При этом в пользу бюджета рассматривается более 80 процентов оспариваемых сумм.
В этом году в Налоговом кодексе были закреплены принципы запрета налоговых злоупотреблений. У ваших сотрудников появились новые рычаги воздействия?
Михаил Мишустин: Понятия "деловая цель", "непроявление должной осмотрительности", "недобросовестность", согласитесь, носят оценочный характер. И отсутствие единообразных подходов отрицательно воспринималось добросовестными налогоплательщиками. Теперь законодательно закреплены два основных принципа. Первый: запрет на получение налоговых преференций в результате умышленного искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения. Второй: пресечение использования налогоплательщиками в своей деятельности недобросовестных контрагентов.
Одновременно, важным требованием стало исключение формального подхода налоговых органов, отказ от оценочных понятий и открытых перечней определения недобросовестности налогоплательщиков. Уверен, все это поможет создать атмосферу более высокого доверия между налогоплательщиками и налоговыми органами. При этом налоговики не получили новых полномочий. Мы по-прежнему исходим из принципа презумпции добросовестности налогоплательщика - необходимо доказать факт злоупотребления в целях неуплаты налогов. А налогоплательщик имеет право представить свои возражения и обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.
Отношения торгового бизнеса и налоговиков кассы-онлайн не испортили? Очень ретейлеры сопротивлялись поначалу?
Михаил Мишустин: Это уникальная реформа. Ни в одной стране нет покрытия всего ретейла или всей розницы такими онлайн-кассовыми машинами. И я считаю, эту реформу России удалось совершить достаточно безболезненно. Установлено почти 1,5 миллиона касс. И это уже превысило дореформенный парк на 20 процентов. Пробито 16 миллиардов чеков на 10 триллионов рублей. Мы фиксируем оборот розницы и вообще можем не подходить к налогоплательщику, если он исполняет все свои обязательства. И у бизнеса появились новые возможности. Он может контролировать свои покупки, продажи, взаимодействие с поставщиками. И многое-многое другое. Но главное, мы пытаемся избавить предпринимателей от недобросовестной конкуренции. И, мне кажется, это удается. Теперь тяжело обмануть, если у вас кассовый аппарат подключен.
Я надеюсь, что в дальнейшем внедрение контрольно-кассовой техники не будет приносить много проблем бизнесу, который еще не принял участия в реформе. На днях Госдумой был принят в третьем чтении закон о вычете в 18 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей без наемных работников, которые ранее не должны были применять контрольно-кассовую технику.
Кроме фискального эффекта, что еще мы получим от этой реформы?
Михаил Мишустин: Легализация сферы потребления, сокращение теневого оборота и соответственно увеличение доходов государства без роста налоговых ставок - это, согласитесь, уже немало.
Кроме того, данные о структуре и объеме товарооборота в торговле могут быть использованы для оценки экономического эффекта от управленческих решений и правового регулирования в масштабах страны. А покупатели получили возможность контролировать легальность покупки и получить чек в электронном виде. Это можно делать быстро и удобно с помощью бесплатного мобильного приложения ФНС. Электронный чек сложно утратить, легче восстановить и проверить его подлинность. Это новый, более удобный механизм защиты прав потребителей.
То есть мы сформировали новую экосреду, в которой бизнес уже выстраивает свои стратегии. Будут появляться новые формы поддержки лояльности покупателей, сервисы по ведению личной и семейной бухгалтерии, сбора данных, рекламы, маркетинговых исследований и краудсорсинга. Мы активно поддерживаем такие проекты, которые формируются вокруг новой технологии.
Про маркировку шуб много писали. А сейчас идет эксперимент по лекарствам. Удачно?
Михаил Мишустин: Цель маркировки, как вы знаете, не допустить в легальный оборот фальсифицированную, контрафактную и недоброкачественную продукцию. Что очень важно как для государства, так и для потребителя. И особенно, когда речь идет о лекарственных препаратах. С помощью маркировки можно заблокировать оборот недоброкачественных лекарств "нажатием кнопки", а также обеспечить оперативную переброску лекарств в очаги эпидемии. И, конечно, система маркировки - это еще и элемент народного контроля, когда каждый потребитель с помощью разработанного мобильного приложения может проверить легальность приобретаемого товара. И в случае отрицательного результата немедленно сообщать в систему и быть уверенным, что этот сигнал будет получен контролирующим органом.
Шубы были первым проектом. Лекарства - следующий. Пока работает пилот. Более миллиона лекарств промаркированы. Производители лекарственных средств присоединяются к эксперименту добровольно. И в ближайшее время, когда будет принят закон по маркировке лекарственных средств, начнется промышленная эксплуатация.
Много ходит слухов, какие товары еще будут маркировать: обувь, шины, бриллианты…
Михаил Мишустин: На совещании у премьер-министра Дмитрия Анатольевича Медведева рассматривался вопрос о создании системы прослеживаемости оборота всех товаров.
Это позволит государству выйти на новый уровень принятия управленческих решений и станет элементом глобального планирования, например, размещения производств, определение точек роста, распределения ресурсов.
Предполагается, что система будет состоять из нескольких сегментов. Оператором одного из них - контрольно-аналитического - станет налоговая. В этом сегменте будет содержаться достоверная информация по товарообороту в масштабах страны. Ее интеграция с кассовыми чеками и иными информационными системами налоговой службы, а также с базами данных таможни и других госорганов обеспечит полную транспарентность рынка. Однако очень важно, чтобы государство определилось с едиными правилами маркировки, номенклатурой товаров, их объемами. Также нужен соответствующий оператор, который будет заниматься маркировкой.
Сейчас власти много говорят о запрете иностранного программного обеспечения (ПО). Вам придется вносить коррективы в ту же систему маркировки?
Михаил Мишустин: Мы уделяем этому серьезное внимание. Вообще, все прикладное программное обеспечение ФНС исторически является отечественной разработкой. Переход ФНС на отечественное программное обеспечение является сложной задачей, учитывая необходимость предоставления услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков. Например, созданный в 2016 году Единый реестр субъектов малого предпринимательства, разрабатываемые системы контрольно-кассовой техники и маркировки товаров, используют ПО на открытом коде, отечественные средства обеспечения информационной безопасности.
Не за горами Новый год. Снова нужен будет рывок вперед. Вы видите резервы для роста налоговых поступлений?
Михаил Мишустин: В первую очередь, резервы в расширении налоговой базы. Важно, чтобы создавалось больше рабочих мест, предприятий. И чтобы физлица и юрлица, которые пока работают в тени, легализовывались. Это особенно касается самозанятых граждан - фрилансеров, таксистов, всех, кто так или иначе получает доходы, но не платит налогов. Сегодня они могут легализоваться тремя способами. Подать декларации (3-НДФЛ), заявив таким образом, что у них есть дополнительный доход. Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и платить налоги по упрощенным схемам. Либо купить патент.
Теневые самозанятые - серьезный резерв для увеличения налоговых доходов. С крупными компаниями в основном порядок наведен. И что нам особенно приятно, в последнее время мы видим тренд на добровольную уплату налогов. Меньше споров с налоговой службой. Когда мы информируем о тех или иных претензиях, проблемах, компании стараются сами снять все вопросы.
Но ведь никак не получается решить проблему с самозанятыми! Не один год бьемся. Почему?
Михаил Мишустин: Мне кажется, что ключ к решению проблемы самозанятых - простота режима.
Они не готовы много времени тратить на исполнение своих обязательств - регистрироваться, заполнять декларации и прочее. Надо дать им возможность сделать это современными способами, например, с мобильных приложений. Конечно, еще надо повышать финансовую грамотность. В школах, институтах преподавать основы экономики государства, объяснять, почему все должны платить налоги. И почему на старости лет тот, кто не делает этого, останется без пенсии.
В 2018 году Россия приступит к международному автоматическому обмену отчетами и информацией о финансовых счетах. Чего ждать от этого налогоплательщикам?Михаил Мишустин: Новые требования по сбору информации для автоматического обмена напрямую касаются всего двух категорий - крупных российских холдингов и российских организаций финансового рынка. Безусловно, внедрение новых требований всегда связано с некоторыми сложностями. Мы понимаем, что на начальном этапе на холдинги и финансовые организации ляжет дополнительная административная нагрузка. Поэтому в проекте закона мы предложили освободить их от применения ответственности в течение первых двух лет.
Михаил Владимирович, мало кто верил, что из введения "налога на Google" получится что-то путное. Получилось?
Михаил Мишустин: Уже можно сказать, что кампания по введению нового механизма налогообложения иностранных организаций, оказывающих электронные услуги в России, прошла успешно.
За девять месяцев на учет встали 130 организаций, в том числе основные игроки рынка электронных услуг, а сумма задекларированного ими НДС составила 6,7 миллиарда рублей. Кроме того, мы ведем разъяснительную работу с иностранными компаниями, чтобы они могли просто и легко платить налоги.
ФНС рассматривает возможность применения блокчейна? Каким образом?
Михаил Мишустин: Блокчейн, безусловно, является перспективной технологией за счет архитектурно обусловленной безопасности решений, создаваемых с ее применением. В налоговом администрировании блокчейн может быть эффективно применен в процессах обмена первичной финансовой документацией. Например, в работе системы АСК "НДС-2". Перевод обмена первичными документами на технологию блокчейн позволит более эффективно контролировать целостность цепочки участников процесса декларирования НДС, снизить затраты государства на технологическое администрирование процесса, распределив их между участниками рынка.
У вас немало сложных проектов, которые основаны на современных технологиях. Есть проблема со специалистами? Много молодежи работает в налоговых органах?
Михаил Мишустин: Мы очень приветствуем молодежь. Кстати, возраст почти трети сотрудников налоговых органов не превышает 30 лет. Мы активно работаем с российскими университетами, приглашаем студентов на стажировку. Сейчас запустили кадровый проект "Сделай карьеру сам!". Его цель - подбор кандидатов для замещения руководящих должностей ФНС России, обладающих новым взглядом на налоговое администрирование, готовых предложить и реализовать передовые технологии в рамках цифровой экономики.
И что нужно, чтобы стать участником проекта?
Михаил Мишустин: Во-первых, надо иметь высшее образование по экономическим и юридическим направлениям. Возраст: от 27 до 40 лет включительно. Стаж работы в налоговых органах - не менее 5 лет.
Предполагается два тура. Первый проходит дистанционно: участники должны рассказать о себе, поделиться идеями и пройти тестирование на оценку профессиональных качеств. Второй тур проводится очно с приглашением участников в центральный аппарат ФНС России, где они должны пройти собеседование с экспертами и встретиться с кураторами проекта. Победители станут кандидатами на руководящие должности Федеральной налоговой службы.
Уже можно платить налоги за родственников. Теперь говорят, мы сможем авансом платить имущественные налоги?
Михаил Мишустин: Если пожелаете. Сейчас подготовлен законопроект, который предусматривает внедрение института специального авансового взноса - возможность перечисления денежных средств для уплаты имущественных налогов физических лиц на специальный код бюджетной классификации. Последующее зачисление денег в бюджет будет происходить в режиме "налогового автомата".
Но сначала надо, наверное, освоить "Личный кабинет налогоплательщика"? Далеко не у каждого он есть.
Михаил Мишустин: "Личный кабинет"- это очень важно. Объясню, почему. В большинстве стран работает принцип самоначисления. Люди пользуются услугами консультантов, сами декларируют свое имущество и платят налоги. Все это дополнительные затраты. В России пошли по более, как мне кажется, удобному для налогоплательщиков пути. Ему налоговая сама формирует налоговое уведомление.
Но когда работаешь с 15 регистрирующими ведомствами, то случаются ошибки. И сначала их было немало. Но сейчас благодаря реализации технологий "Личного кабинета" мы все меньше и меньше видим эти ошибки. А если они и случаются, то налогоплательщик может их исправить. Уже 27 миллионов человек в "Личном кабинете" зарегистрировались. И надеемся, что в ближайшее время все меньше и меньше будет неприятностей, связанных с поступлением неправильной информации для уплаты имущественных налогов.
Кстати, новая версия "Личного кабинета" позволяет посмотреть, по какой формуле начислен налог, по жизненным ситуациям найти ответ на свой вопрос. Это персонификация набора услуг - пользователю будут предлагать решения с учетом анализа его запросов и действий за предыдущие периоды. Мы разработали и мобильное приложение. Теперь можно будет заплатить налоги точно в один клик с любого гаджета.
Может, нам все-таки тоже перейти на самоначисление?
Михаил Мишустин: Знаете, в налоговом администрировании всегда есть две грани. Одна - фискальная. А вторая - сервисная. Мы стараемся, чтобы технологии, электронные сервисы помогали людям. И тогда им будет удобнее и комфортнее платить налоги. Надо продолжать идти по этому пути. Но, хотелось бы, чтобы и люди не забывали, что есть у них такая обязанность - платить налоги
В этом году расширен перечень регионов, в которых по решению региональных властей для расчета налога на имущество используется кадастровая стоимость, рассказал глава ФНС Михаил Мишустин. К 28 регионам, которые и в прошлом году применяли кадастровую стоимость, добавлен еще 21, включая Санкт-Петербург, Ставропольский край, Воронежскую, Кемеровскую, Челябинскую области. Также при расчете земельного налога в этом году впервые применен повышающий коэффициент 2, стимулирующий использование земель по целевому назначению. Это, по словам Мишустина, затронуло 84 тысячи земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, но не застроенных в течение десяти лет.