Битва за Сталинград идет сейчас не только среди историков, заявил научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков в канун большой международной конференции "Сталинградская битва. К 75-летию контрнаступления советских войск под Сталинградом", которая сегодня открывается в Москве. "Мы видим открытое наступление наших "партнеров", которые пытаются исказить историю Второй мировой войны. Преподнести так, что решающие успехи были достигнуты не Красной армией, а войсками союзников. И Сталинградскую битву пытаются представить в одном ряду с боями 1942 года в Тунисе, в Северной Африке. Несмотря на то, что несопоставимы ни потери, ни военные усилия на этих театрах военных действий", - считает он. В сражении на Волге погибло более 470 тысяч советских солдат и полмиллиона немецких. "В начале битвы отмечалось превосходство германских войск в численном составе, в авиации. И мы вынуждены были отступать, теряя территории, теряя людей, теряя технику. Но именно тогда обозначился моральный перелом, который привел нас к выдающейся победе", - сказал Михаил Мягков.
Политическая конъюнктура в исторических исследованиях о Сталинграде стала наращивать обороты с начала 2000 годов, считает ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Елена Сенявская. Она вспомнила Константина Симонова: когда через много лет мы будем вспоминать войну, перед глазами встанет Сталинград. Поэтому так опасна, по мнению историка, фальсификация главных символов Великой Отечественной войны. По мнению Сенявской, фейки давно стали модным трендом, причем не только в западных, но и в отечественных СМИ, "когда главным лейтмотивом различных радио- и телепередач была одна фраза: "Бедные немецкие солдаты, как они голодали и мерзли под Сталинградом, давайте их пожалеем". Историк просит не забывать о том, что "немцев под Сталинград никто не звал, что они прошли до него кровавый путь по телам людей, и это было заслуженное ими возмездие. Нельзя вырывать события из исторического контекста, разделять причинно-следственные связи и смотреть на историю с политически выгодной точки зрения. История не терпит ни сослагательного наклонения, ни политической конъюнктуры", - считает Елена Сенявская. Ее поддержал и Михаил Мягков, который напомнил, что солдаты Паулюса были "элитной армией": "Говорить о том, что это были невинные жертвы, не приходится".
К слову, негативные штампы о Великой Отечественной войне раскручиваются и через компьютерные игры. "Разработчики пытаются уравновесить в истории и Гитлера, и Сталина. В компьютерных играх продвигается ряд негативных штампов, в том числе о Сталинградской битве. Например, продвигается негативный фейк, что советские солдаты имели всего лишь одну винтовку на троих. Им нужно было идти за своими товарищами, ждать, когда их убьют, чтобы потом подобрать это оружие и дальше идти в атаку", - рассказал журналистам сотрудник Музея Победы, кандидат исторических наук Сергей Белов. Эксперты сошлись во мнении: брезговать современными жанрами о войне неправильно. Интерактивные выставки, фильмы, компьютерные игры - чем не способ честно рассказать правнукам о героизме прадедов.