Чем диктуется потребность страны в обновлении управленческой элиты? Какими качествами должны обладать топ-менеджеры нового поколения? Как происходит их отбор? Обсудим тему с членом Наблюдательного совета конкурса "Лидеры России", деканом экономического факультета МГУ Александром Аузаном.
Что представлял собой первый тур конкурса?
Александр Аузан: В первом туре участники подавали заявки, регистрировались и проходили заочное тестирование.
Тестирование в чем состояло? Люди получали какие-то задания, выполняли их, а потом отправляли свои работы "на проверку"?
Александр Аузан: Когда принималось решение о заочном тестировании, сразу возник вопрос: а вдруг человек выполнял задания не самостоятельно, а с чьей-то помощью? Поэтому тестировали в режиме "онлайн". Причем в быстром темпе, практически не оставляя времени на "звонок другу". "Государственное устройство российской экономики": 10 заданий, лимит 6 минут. "Литература и культура России": 10 заданий - 8 минут. "История России": 5 заданий - 10 минут. "География России": 5 заданий - 10 минут. "Погуглить" не успеете.
Судя по всему, сделан сильный акцент на общекультурный уровень участников конкурса. Но, по правде сказать, даже крупные госкорпорации пока не терпят особого ущерба от того, что какой-нибудь топ-менеджер не знает, кто автор поэмы "Полтава".
Александр Аузан: Я убежден, что современный руководитель высшего звена должен обладать широким политическим, историческим, культурным кругозором. Экономика троечников закончилась. Еще в 2012 году были разработаны хорошие управленческие тесты, которые прошли обкатку в 150 коммерческих и государственных организациях. Мы уже знаем, как эти тесты работают. Они действительно позволяют определить, кто лучше способен справляться с управлением, в том числе и в экстремальной ситуации. Насчет полезности этих тестов у нас в Наблюдательном совете никто не спорил. Спор возник по другому поводу. Я очень настаивал на том, что нужен еще один тест - на общие знания, культуру. Важно ли это для эффективного управления предприятием? Нет. Но это важно для того, в какой стране мы будем жить. Потому что элита с "коротким взглядом" - это, извините, приговор стране. Если задача трудная или ее решение требует десяти лет, а взгляд руководителя простирается лишь на год-полтора - значит, эта задача не будет решаться и не решится никогда. Поэтому я рад, что был включен механизм общеобразовательного теста. Там четыре вида вопросов - по литературе, истории, географии - и отдельный блок про конституционное устройство и экономику России. Два из этих блоков устроены по принципу "укажите правильный ответ". У нас были большие споры по поводу того, что включать, а что не включать в вопросы. Вроде бы зачем человеку знать, из какого литературного произведения та или иная цитата, кто его автор или какому герою она принадлежит? Но, послушайте, мы литературоцентричная страна. Поэтому литература важна для любого руководителя, чем бы он ни управлял - департаментом министерства или бизнес-компанией. То же и с историей. Не обязательно, чтобы человек знал, в каком году Дмитрий Донской одержал победу над Мамаем, - важно, чтобы он понимал последовательность исторических событий. Компьютерная программа выдает набор событий и требует расположить их по порядку. Кстати, заодно проверяется компьютерная грамотность, потому что здесь не "птичку" надо поставить, а перетащить из окна в окно некоторые сообщения. Или, скажем, вот вам три путешественника: Афанасий Никитин, Федор Конюхов и Миклухо-Маклай. Расположите их в возрастающей от века к веку последовательности. Федор Конюхов - он впереди или позади Миклухо-Маклая? Вот так устроены эти испытания. Один из элитных бизнесменов, к которому многие мечтают попасть на работу, сказал так: "Когда я беседую с претендентом на должность, то кроме разных профессиональных вопросов задаю и такой: скажите, а в каком веке жил Иван Грозный? Если человек не может ответить на этот вопрос, я не хочу с ним работать. Да, он может оказаться хорошим профессионалом, но я не буду с ним работать, потому что у него нет широты взгляда".
Как будет проходить второй - очный - тур?
Александр Аузан: Он пройдет в восьми столицах федеральных округов. В каждом округе будут тестироваться 3000 человек. Таким образом во втором туре примут участие 3000 претендентов. Но там есть и конкурс команд. Потому что управление - это еще и командная работа. Способен ли к ней человек - это тоже проверяется. Вообще многое проверяется. Способность к работе с информацией. Готовность меняться и обучаться новому. Социальный интеллект. Умение взаимодействовать с людьми. Мотивация к лидерской роли. Готовность ставить амбициозные цели и достигать их.
Сколько человек должны выйти в финал?
Александр Аузан: Финалом станет федеральный тур конкурса. В нем примут участие 300 человек. И в результате определятся 100 победителей. Они получат в персональные наставники лучших управленцев страны, среди которых глава администрации президента Антон Вайно и его первый заместитель Сергей Кириенко, помощник президента Андрей Белоусов, первый вице-премьер Игорь Шувалов, министры Сергей Шойгу, Антон Силуанов, Сергей Лавров, главы Сбербанка и ВТБ Герман Греф и Андрей Костин, губернаторы: Калужской области - Анатолий Артамонов, Калининградской - Антон Алиханов, Тульской - Алексей Дюмин, президент "Деловой России" Алексей Репик и сопредседатель бизнес-объединения Сергей Недорослев, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, гендиректор "Лаборатории Касперского" Евгений Касперский и другие. Кроме того, победителям выдадут сертификат на учебу размером в 1 миллион рублей.
Почему именно сейчас возникла необходимость обновить управленческую элиту страны?
Александр Аузан: Эта необходимость возникла гораздо раньше. Вопрос "как нам изменить управленческую элиту" - один из самых острых в нашем нынешнем положении. Некоторые страны имеют эффективные управленческие системы, основанные на демократических выборах, и получают хорошие экономические результаты. Казалось бы, что надо сделать? Надо создать систему демократического отбора и посредством нее добиться экономического процветания. Такой взгляд у нас был в конце 80-х - начале 90-х. Но что-то не получилось. Причем не только у нас. Возьмем Египет - страну, которая свергла военный режим, попробовала что-то сделать путем демократизации и в итоге совершила круг, к тому же обрушив экономику. Боюсь, что на Украине происходит примерно то же самое, что происходило в России в 90-е годы. Почему так? Ведь есть же явный успех ведущих стран с демократическими системами отбора и формирования управленческой элиты. Мы долго искали ответ на этот вопрос. И здесь для меня принципиальными стали работы наших соотечественников - академика Полтеровича и профессора Попова, которые доказали, что демократизация может давать положительный экономический эффект, если есть работающие институты, а именно - сильный правопорядок. Что такое сильный правопорядок? Это работающая судебная система и качественная бюрократия. Про необходимость реформирования судебной системы разговоры идут постоянно. А вот о том, что нам необходима качественная бюрократия, до сих пор почти никто не говорил. Но если мы хотим создать современную, конкурентоспособную экономику, нужно двигаться в этих двух направлениях - к работающей судебной системе и к отбору качественных управленцев.
Наличие "запасных игроков", способных вскоре войти в "основной состав", еще не гарантия обновления нашей элиты. "Кадровый резерв всех уровней власти низко востребован", - сказал, выступая в этом году на Гайдаровском форуме, начальник управления президента по вопросам госслужбы и кадров Антон Федоров. По его оценке, наиболее востребован президентский резерв, хотя и он в 2016 году был использован лишь на 18,6 процента. Проект "Лидеры России", судя по всему, тоже направлен на создание кадрового резерва. Но зачем создавать кадровый резерв, если он слабо используется?
Александр Аузан: Действительно, за последние 10-15 лет кадровый резерв создавали много раз. Иногда забывали, что этот резерв существует, иногда из этого резерва кто-то получал назначение на должность. Недавно ряд губернаторов пришли в регионы из кадрового резерва. Но проект "Лидеры России" направлен не на создание кадрового резерва. Во всяком случае не только на это. Замысел шире. Во-первых, новые управленческие элиты нужны не только для государственного управления, они нужны для бизнеса и для гражданского общества. Во-вторых - и это, может быть, самое важное, - нам надо готовиться жить в условиях цифровой экономики. А цифровая экономика - это не только внедрение информационно-коммуникативных технологий. Цифровая экономика - это кардинальное изменение бизнес-модели, переход от огромных иерархий к сетевым взаимодействиям. И для этого нужна совершенно другая управленческая элита. Мы стоим у истоков очень многих замечательных вещей. Вспомним, телевизор изобрел наш соотечественник Зворыкин. По подсчетам академика Револьда Михайловича Энтова, одного из моих учителей на экономическом факультете МГУ, изобретение телевидения дало продукт, равный двадцати готовым продуктам Российской Федерации. Из гениального изобретения Зворыкина выросло то, что покрывает все наши металлы, нефть, газ и прочее в 20 раз. Или возьмем принцип мобильной связи. Он во многом связан с открытиями нашего замечательного современника Жореса Алферова. Но только, увы, не мы сейчас лидеры телекоммуникационной революции. Мы хорошо делаем штучные вещи. А между тем экономика стоит на массовых производствах, на способности делать что-то большими сериями и с минимальными затратами. Так вот, цифровая экономика - это прежде всего экономическая революция в подготовке средств тиражирования. Потому что 3D-принтинг и другие аддитивные технологии позволяют в промышленности сделать индивидуализированную, лично для вас кастомизированную, как говорят экономисты, вещь практически с теми же издержками, что массовую серию. Промышленность становится цифровой. Мы и сейчас в креативных индустриях имеем неплохие результаты. Мы умеем делать компьютерные игры. Мы умеем делать анимацию мирового уровня. Мы могли бы небольшими коллективами с хорошим уровнем человеческого капитала производить продукт на глобальные рынки сразу через платформенные решения. И поэтому нам необходимы новые управленцы. Ждать дальше некуда. Поворот надо делать сейчас. И требуются люди, готовые к этому повороту.
Визитная карточка
Александр Аузан - доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ, член Наблюдательного совета конкурса "Лидеры России", член Экономического совета при президенте РФ, член экспертного совета при правительстве РФ, общественный деятель, публицист. Родился в 1954 году. Окончил экономический факультет МГУ, где преподает с 1982 года. Был одним из инициаторов создания обществ по защите прав потребителей, президентом Международной конфедерации обществ потребителей. Входил в попечительский совет общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА России". С 2011 по 2012 год год руководил консультативной рабочей группой Комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. С 2004 по 2012 год был членом Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Автор более 130 научных работ, в том числе четырех монографий и университетского учебника по институциональной экономике.