Легальными считаются те ИП и предприятия, которые обслуживают утвержденные маршруты по договорам с властями. В них прописаны условия работы. Перевозчик обязан соблюдать график движения, не отклоняться от маршрута, доезжать до конечных остановок, выпускать определенное количество автобусов, не больше и не меньше, принимать социальные проездные билеты и другое.
Нарушения условий караются санкциями. Минимальный штраф составляет три тысячи рублей. Власти могут досрочно расторгнуть договор, и предприниматель утратит право перевозить пассажиров на коммерческой основе. Договоры заключают только с победителями конкурсов.
- В районах проводится работа по легализации бизнеса, в том числе в сфере пассажирских перевозок, - поясняет председатель парламентского комитета по трудовым отношениям Валентина Остроушко. - Но легализовавшиеся перевозчики жалуются на то, что многие как работали нелегально, так и работают, причем зачастую с молчаливого согласия чиновников.
Жалуются также на низкие тарифы и нерентабельность. Однако в свой бизнес пускают других неохотно и с рынка не уходят. Значит, не так уж это и невыгодно.
- Штрафы нелегальный бизнес не пугают, - продолжает Валентина Остроушко. - За работу без договора их штрафуют всего на 300-500 рублей. Уже это ставит легальный и нелегальный бизнес в неравные условия.
Перевозчики обратились в облсовет народных депутатов с призывом ужесточить контроль. Иначе часть легализованного бизнеса может вернуться в тень. Зачем договор, если без него элементарно дешевле? Примечательно, что механизм борьбы с нелегалами имеется. Их действия подпадают под статью 171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности без регистрации и без лицензии). Но пользуются им крайне редко.
- Надо, чтобы нелегальный бизнес уходил с рынка, а приходил легальный, который будет понятно и четко работать, - так прокомментировал обращение перевозчиков врио губернатора Андрей Клычков. - При этом не нужно создавать дополнительные условия административного воздействия на бизнес. Его надо беречь, растить и всячески поддерживать.
Оценить масштабы теневого рынка можно лишь по косвенным данным. Проверки проводят разные ведомства, и у каждого своя статистика. В мэрии Орла рассказали, что в прошлом году была оптимизирована маршрутная сеть. Количество автобусов сократили почти на сто единиц. Но маловместительные машины заменили большими.
По данным горотдела транспорта, в Орле работает 358 автобусов. Но, по неофициальным данным, на улицы города выходит примерно вдвое больше. Курсируют и так называемые трехзначные автобусы. Они считаются пригородными и не подпадают под юрисдикцию муниципалитета. Транзит формальный - конечные остановки находятся едва ли не сразу за городской чертой.
- В ближайшее время будет создана межведомственная рабочая группа по противодействию нелегальным перевозчикам, - заверил глава облдепартамента транспорта и дорожного хозяйства Денис Блохин. - Также будет подготовлен сводный отчет, отражающий механизмы организации регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам.
По его словам, обращений от жителей поступает немало. В основном жалобы касаются графика движения. Так, в Орле перевозчики прекращают работу в 20-21 час вечера, хотя обязаны трудиться до 22 часов.
- В этом году направлено 49 претензий за несоблюдение расписания движения в вечернее время и отсутствие автобусов на маршруте в необходимом количестве, - сообщил глава администрации Орла Александр Муромский. - Кроме того, 34 раза был наложен штраф. По трем маршрутам контракты были расторгнуты и заменен перевозчик.
Недавно была утверждена новая транспортная концепция. Город ожидает очередная оптимизация. Прошлогодняя вызвала много критики. Ее автор даже был вынужден покинуть свой пост. Власти обещают пересмотреть интервалы движения и эффективно распределить автобусы по маршрутам.
- На уровне региона разработана "дорожная карта" по оптимизации маршрутной сети, - уточняет Денис Блохин. - До 1 января 2018 года будет проведено обследование городских и пригородных маршрутов. Оно поможет определить требуемое количество автобусов, а также их тип с учетом перевозки маломобильных групп населения.
Затем власти объявят конкурсы, победители которых получат контракты на три года. Кстати, в этом году в бюджет региона поступило свыше 750 тысяч рублей от перевозчиков, выигравших такие тендеры. Возможно, изменится количество маршрутов. Сейчас действует 96 пригородных и 43 междугородных. Достижением власти называют то, что свыше 80 процентов автобусов почти новые - были выпущены не более пяти лет назад.
Орловское муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие № 1 признано банкротом. Кредиторы подают заявления, чтобы их финансовые требования включили в реестр. Власти города пока не определились с тем, будут ли пытаться спасти предприятие. Наибольшая задолженность у него сложилась именно перед государством - по налогам и страховым взносам. Кстати, крах муниципального предприятия может спровоцировать рост количества нелегалов.