21.11.2017 13:06
    Поделиться

    Антон Яковлев поставил в Петербурге "Воительницу" Лескова

    Санкт-Петербургский Театр имени Андрея Миронова представил премьеру - спектакль "Воительница" по одноименной повести Николая Лескова. Приглашенный из Москвы режиссер Антон Яковлев выступил в качестве автора пьесы и постановщика.

    Петербургская история простой русской бабы, ХIХ век. Кружевница Домна Платоновна, недавняя мценская мещанка, переехала в столицу  и стала довольно известной в городе личностью, знакомой, кажется, со всеми. И сводня, и сваха, знает много городских секретов, а вот свою жизнь устроить так и не смогла. Все время говорит о "людском ехидстве, злобе и непроходимой глупости" ("народ весь плут"). Люди, по ее мнению, подлые и вообще "сволочь", и верить никому нельзя. "Нрава Домна Платоновна была самого общительного, веселого, доброго, необидчивого и простодушно-суеверного. Характер у нее был мягкий и сговорчивый; натура в основании своем честная и довольно прямая, хотя, разумеется, была у нее, как у русского человека, и маленькая лукавинка. Труд и хлопоты были сферою, в которой Домна Платоновна жила безвыходно. Она вечно суетилась, вечно куда-то бежала, о чем-то думала, что-то такое соображала или приводила в исполнение", - пишет Лесков. В этой роли - Александра Куликова, актриса БДТ имени Товстоногова.

    Режиссер Антон Яковлев рассказал "РГ", почему взялся за Лескова, чем его привлекла мало кому известная повесть "Воительница" и как нашел актрису на заглавную роль.

    - Я давно задумал этот проект, даже пробовал осуществить его в одном московском театре, но ввиду некоторых обстоятельств не случилось, - говорит Антон Яковлев. - С Рудольфом Фурмановым я знаком с детства. Он предложил мне поставить этот материал в его театре. К тому же, именно здесь, в Театре Миронова, я дебютировал в качестве театрального режиссера в 2004 году - поставил пьесу Шмитта "Малые супружеские преступления" (спектакль до сих пор в репертуаре). Всегда надо помнить о театре, который дал тебе старт.

    Я очень люблю Лескова. Один из лучших русских писателей и, на мой взгляд, незаслуженно находящийся в тени великих. На днях успел побывать на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге, ходил поклониться на могилу Николая Семеновича.

    Лесков сложный автор для театра. И материал "Воительницы" очень необычный. Неровная, рваная сюжетная канва, фарс, мистика и бытовая драма одновременно. Блестящий, но очень непростой язык для восприятия. Поэтому я написал пьесу по мотивам повести. Попытался структурировать произведение для сцены в жанре "фантастического реализма". Я посвятил спектакль Евгению Багратионовичу Вахтангову, который еще в начале прошлого века придумал этот жанр, в поисках "гармонии содержания, формы и материала", сочетающий правду жизни и специфическую условность театра.

    Почему главную роль отдали актрисе Александре Куликовой? Неожиданно! В такой роли актрису мы еще не видели.

    Антон Яковлев: Мне всегда интересен вызов, проявления актера с иной, не известной ему стороны. Безусловно, я перебирал в голове варианты актрисы на главную роль. Но все же интуитивно склонялся именно к этому варианту и верил в него с самого начала. Я и раньше знал Александру Куликову, видел ее на сцене БДТ и в кино. Она всегда была мне интересна, но раньше она не играла такие острохарактерные роли. Впрочем, на мой взгляд, сегодня нет "чистых" жанров и типажей. Театр развивается. Можно скрещивать разные жанры, хорошие артисты могут быть кем угодно. Вопрос в решении спектакля и образа. Мне была интересна не просто русская баба Домна Платоновна, как ее физически описывал Лесков - "поперек себя шире", а уязвленная, закрытая, ранимая душа, ее боль, которую она глубоко спрятала внутри себя. Мне была интересна суть Домны. Вместе с Сашей мы с упоением "вгрызались" в материал, рождали этот сложный образ. Вначале изнутри, а уж потом находили точный внешний рисунок, костюм, грим.

    В этой постановке вы выступили еще и в качестве художника по свету, занимались и музыкальным оформлением. Предпочитаете брать вс е в свои руки?

    Антон Яковлев: Действительно, я люблю контролировать процесс полностью. Две трети моих спектаклей поставлены мной по собственным инсценировкам, с моим светом и музыкальным решением. У меня были замечательные опыты работы с композитором Александром Маноцковым в МХТ. Но когда это камерный театр, а не большая сцена, предпочитаю сам заниматься всем. Режиссеру вообще полезно регулярно после большой сцены пробовать себя на малой. Менять масштаб на крупный план и наоборот. Только недавно состоялась премьера моего "Короля Лира" в Малом театре на Основной сцене, а теперь вот - премьера "Воительницы" в камерном пространстве.

    Театр - это сотворчество. Для меня всегда важна команда единомышленников, которая увлечена, заражена моими идеями. И сейчас у нас хорошая команда. Как актеры, так и вся творческая группа. С художником Николаем Слободяником мы давно вместе и сделали с десяток спектаклей в Петербурге и Москве. С художником Викторией Севрюковой я работал впервые и очень благодарен ей за прекрасные костюмы.

    Александра Куликова впервые вышла на сцену Театра имени Андрея Миронова. Призналась, что испытала смешанные чувства, получив предложение сыграть лесковскую "воительницу".

    - Конечно, приятно, когда тебе предлагают заглавную роль, да еще и в новом для тебя театре, - отметила актриса. - Но я была в высшей степени удивлена предложенным материалом, в жизни бы не увидела себя в этой героине: деревенская баба, огромная, простая, с орловским говорком, живущая неоднозначной своей жизнью в Петербурге 19-го века. А я, как девушка городская и худая, всю жизнь играю благородных, лирических, драматических и трагических героинь. И тут уж мое восхищение интуицией режиссера, допустившей вот такое сочетание роли и исполнителя.

    С классикой всегда приятно работать, любая встреча с ней - подарок. Но соприкосновение с текстом Лескова - это совершенно отдельный, ни с чем не сравнимый опыт. Лесков - это какое-то месторождение красоты и самобытности русского языка. И помимо смешной и трагической истории, "Воительница" неизбежно напитает зрителя уникальным корневым богатством чистой русской речи.

    У нас собралась блестящая актерская команда (кроме меня, состоящая из актеров Театра Миронова) - абсолютные "солдаты" театра, как я называю такую степень человеческой и профессиональной самоотдачи. Благодарна всем причастным к этой работе!

    Роль молодой женщины Леканиды, которая обращается к Домне Платоновне за помощью в трудный момент жизни, играют в очередь Елена Калинина, Варвара Щербакова (Театр "На Литейном"). В роли Жильца - Сергей Дьячков.

    Премьеру Антона Яковлева можно увидеть на сцене Театра имени Андрея Миронова 25, 26 ноября, 10 декабря.

    Справка "РГ"

    Антон Яковлев - режиссер театра и кино, актер, сценарист. Окончил в 1991 году актерский факультет Школы-студии МХАТ, в 2000 году - Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Снимался в кино, играл на сцене московского "Современника". Ставил спектакли в РАМТе ("Гуп ешка", "Соглядатай"), Театре имени Вахтангова ("Мелкий бес"), МХТ имени Чехова ("Крейцерова соната", "Дуэль"), "Et cetera" ("Драма на охоте"), Малом театре ("Священные чудовища", "Село Степанчиково и его обитатели", "Король Лир").

    Поделиться