В Заполярье жилые дома провалили энергоаудит

Подавляющее большинство жилых домов в Мурманской области не прошло энергоаудит, отмечают представители Союза жилищно-коммунальных предприятий (СЖКП) Мурманской области. В других регионах Северо-Запада - та же проблема. Это приводит к тому, что в сфере энергосбережения телега оказалась впереди лошади: сначала начинается бессистемная "экономия ресурсов", и только потом предпринимаются попытки определить прорехи, в которые утекает тепло, вода и электричество.

Четверть можно сэкономить

Заполярье - наиболее показательный пример этой проблемы. Сегодня один житель Мурманской области потребляет вдвое больше электроэнергии, чем жители других российских регионов, сообщил заместитель директора по научной работе Центра физико-технических проблем энергетики Севера (ЦФТПЭС) КНЦ РАН Валерий Минин. По его словам, в среднем по России на душу населения расходуется около 6-7 тысяч киловатт-часов в год. При этом один житель Мурманской области потребляет за год 15 тысяч киловатт-часов. В первую очередь это объясняется суровым климатом Крайнего Севера. Но все же немало энергии уходит в Заполярье на то, чтобы "согревать улицу". По данным ученых, потенциал энергосбережения в Мурманской области составляет 20 процентов. Иными словами, потребление энергии в регионе может быть без какого-либо ущерба сокращено почти на четверть. В Санкт-Петербурге этот потенциал еще выше. Город потребляет ежегодно 15,8 миллиона тонн условного топлива. Из этого объема может быть сэкономлено 27 процентов, отмечает Николай Питиримов, исполнительный директор "Санкт-Петербургского кластера чистых технологий для городской среды".

Но этого не происходит. Для того чтобы уменьшить потери, вначале необходимо определить, где и почему они возникают. Чтобы это выяснить, нужен энергоаудит - то есть специальные измерения, с помощью которых выясняются "слабые звенья" в энергосистеме дома. Именно здесь и возникает проблема: эту задачу пытаются решать лишь отдельные управляющие компании. Дело в том, что энергообследование может стоить приблизительно 30-50 тысяч рублей, а то и больше, в зависимости от состояния дома. И зачастую жилищники предпочитают не тратиться, понимая, что эти деньги могут быть взяты только из кармана жильцов и что крайне сложно объяснить собственникам квартир, почему они должны идти на дополнительные расходы.

- Как правило, только в домах, управляемых ТСЖ и ЖСК, внедрение энергосберегающих мер организовано правильно, - отмечает Игорь Буренко, директор одной из управляющих компаний Мурманска. - Эту работу необходимо проводить точечно, а не "бить по площадям", тратя деньги впустую. Одному дому нужны одни меры, а другому дому могут требоваться совершенно иные. И то, что управляющие компании не всегда в этом заинтересованы - факт. Выйти к жильцам с обоснованием расходов на энергосбережение очень сложно. Проблема даже серьезнее: институт управляющих компаний у нас не действует. В реальности УК не управляют домами, они работают как обслуживающие организации. Для того чтобы реально управлять многоквартирным домом, специалистов необходимо обучать. Но у нас сегодня нигде этому не учат.

Анекдот из жизни

Отдельный вопрос - квалификация и добросовестность самих энергоаудиторов. Сегодня их работу никто не контролирует, и во многих случаях энергоаудит проводится формально. С этой проблемой сталкиваются бюджетные учреждения, от которых власти в приказном порядке требуют заниматься энергосбережением. Дело доходит до откровенно анекдотических ситуаций.

- Директор одного из детских учреждений Мурманской области однажды обратился в компанию, которая оказывает услуги энергообследования, с просьбой обследовать инженерные сети и подготовить технико-экономическое обоснование для их замены, - рассказал председатель правления СЖКП Юрий Дунин. - Представителя компании удивила эта просьба. Ведь, согласно заявлениям чиновников, все бюджетные учреждения у нас прошли энергообследование и имеют энергопаспорта, в которых должно быть указано, какие энергосберегающие меры в учреждении должны быть внедрены в первую очередь. На это директор с улыбкой ответил, что энергопаспорт имеется, но в нем указана только одна мера: заменить деревянные окна на пластиковые. Анекдотичность ситуации в том, что на момент энергообследования пластиковые окна в учреждении стояли уже три года. И это далеко не единичный случай.

По мнению главы минстроя и ЖКХ РФ Михаила Меня, выход может заключаться в том, чтобы проводить энергоаудит перед началом капремонта зданий.

Начинать с капремонта

Необходимо вводить дополнительное предложение для собственников помещений по проведению энергоэффективного ремонта. Региональный оператор за счет привлечения энергосервисных компаний должен будет провести энергоаудит домов, включенных в краткосрочный план региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, для подготовки предложения собственникам помещений.

Эту позицию разделяют региональные эксперты. По их мнению, эффективные меры по энергосбережению должны начинаться с капремонта. Пример - ситуация с потерями электроэнергии. Сегодня очень многих жильцов возмущают большие суммы в счетах за электричество, потребляемое на общедомовые нужды. Но, по словам Игоря Буренко, от большой доли потерь электроэнергии избавиться просто: нужно размещать индивидуальные электросчетчики не внутри квартир, а на лестничных площадках. В этом случае контроль над электропотреблением многократно упрощается, и выявить тех, кто ворует киловатт-часы, становится несложно.

- При проведении капремонта дома нужно предусматривать установку приборов учета вне квартир, - подчеркивает жилищник. - В одном из домов, которым управляет наша компания, мы так и поступили: перенесли счетчики из квартир на площадки. Сразу выяснилось, где и какие электроприборы подключены "мимо счетчика". После этого ежемесячное потребление электроэнергии на общедомовые нужды снизилось с шести тысяч киловатт до одной тысячи.

Помимо законодательной работы необходимы серьезные научные исследования. Например, нет четкого ответа на вопрос, как оценивать эффективность расходования тепла при отоплении зданий. Этими исследованиями занимались еще в СССР, но закончить их не успели. Если эти исследования продолжить, то результаты можно было бы применить к анализу потребления тепловой энергии в стране вообще, и это даст возможность разработать более эффективные энергосберегающие меры.

Аналитики сходятся во мнении, что в России необходимость экономить энергию до сих пор воспринимают как прихоть контролеров, тогда как за рубежом основы бережного отношения к электроэнергии закладываются еще в детстве, с доступного объяснения, сколько стоит калория тепла, литр воды и киловатт-час электроэнергии.

Прямая речь

Игорь Ломов, эксперт-энергетик:

- Еще в 1996 году представители зарубежных фирм предлагали свои энергосберегающие технологии и четкие методики проведения энергетических обследований. Но ведь и в Советском Союзе был довольно большой опыт энергосбережения. К сожалению, сейчас он совершенно забыт. Под нынешнюю программу энергоэффективности выделены колоссальные средства. Но эта программа никакого отношения к энергоэффективности не имеет хотя бы потому, что энергопаспорта не демонстрируют энергоэффективность, это пример простой инвентаризации энергетического оборудования, зданий и конструкций.

Наум Дзекцер, эксперт отрасли:

- Выбор компетентного энергоаудитора - это немалая проблема. Стандартные курсы по обучению энергоаудиторов предлагают постичь эту "науку" за семьдесят два часа. Но за это время невозможно подготовить компетентного специалиста по энергоаудиту. Сегодня в России очень мало энергоаудиторских компаний, которые могут предложить квалифицированные услуги.