В четверг на заседании кабинет министров рассмотрит законопроект о налоге на добавленный доход в ТЭКе. Предпринимаемые попытки структурных изменений экономики дают первые результаты, но пока что нефтегазовая отрасль все равно остается одним из основных источников дохода государственной казны. И правительство старается создавать стимулы для эффективного развития топливно-энергетического комплекса, хотя это и не просто сочетается с задачами пополнения бюджета.
Одним из таких стимулов должен стать налог на добавленный доход для углеводородного сырья. В четверг соответствующий законопроект о введении налога будет вынесен на заседание кабинета министров, а во вторник глава правительства провел совещание, на котором вопрос в последний раз обсуждался вместе с руководителями крупнейших нефтяных компаний страны.
Совещание прошло в Ханты-Мансийске, считающимся нефтяной столицей России. Перед этим Дмитрий Медведев на вертолетах направился непосредственно к местам нефтепромысла и принял участие в церемонии запуска Эргинского кластера, разработку которого ведет "Роснефть". Предполагается, что максимальный уровень годовой добычи с этого участка составит 8,8 миллиона тонн.
"Пуск нового комплекса имеет большое значение и для всей нефтяной отрасли. Это шаг к созданию в России нового нефтегазового хаба и, что не менее важно, это хорошая перспектива для развития региона, - заявил Медведев, выступая перед нефтяниками. - Появляются дополнительные рабочие места. С учетом всех перспектив развития Эргинского комплекса это до 5 тысяч высокоэффективных и хорошо оплачиваемых рабочих мест".
Отдельно он обратил внимание, что значительная часть используемого на месторождении оборудования российского производства. Это говорит о том, что Россия сама способна такое оборудование выпускать и эксплуатировать. "Используемые при создании кластера технологии позволяют достичь 95-процентного использования попутного нефтяного газа", - подчеркнул глава кабинета министров, довольный развитием инновационного потенциала отечественной нефтянки.
Глава "Роснефти" Игорь Сечин отметил, что особенностью Эргинского кластера является добычная модель, основная на массовом применении высоких технологий в добыче трудноизвлекаемых запасов. Объем ее добычи компания доведет до 15,8 миллиона тонн. Правительство же заинтересовано в том, чтобы российские нефтяники активнее разрабатывали именно трудноизвлекаемые запасы и развивали нефтепереработку, а не просто "гнали" сырье на экспорт. За три квартала этого года, привел премьер данные, в России добыли 410 миллионов тонн нефти и газового конденсата. Половина пошла на внутренний рынок, другая - по экспортным контрактам.
Первичная переработка нефти с января по сентябрь увеличилась на 0,5 процента. "Здесь очень большой потенциал для роста. Надо обеспечить сохранение динамики развития отрасли. В мире непрерывно увеличивается потребление нефтепродуктов. Важно, что наша страна в этом рынке, в этом сегменте мировой экономики должна сохранять прочные позиции, ведущие позиции. Это зависит от нашей совместной работы по решению задач, которые строят перед отраслью", - заявил председатель правительства.
Нефтяные компании и рады бы вкладывать средства в разработку новых месторождений, но в ряде случаев это нерентабельно при действующем налогообложении. Там, где это возможно, правительство идет на льготные условия. "Тем не менее, действующая система не всегда позволяет учесть особенности отдельных месторождений, в результате ряд перспективных проектов остается на бумаге и не реализуется, поэтому необходимы и другие, более гибкие механизмы стимулирования", - считает Дмитрий Медведев. Сейчас к высокообводненным месторождениям применяются вычеты по налогу для добычи полезных ископаемых. Этот механизм пробуют на Самотлорском месторождении.
А завтра на заседании кабинета министров будет рассматриваться законопроект о введении налога на добавленный доход от добычи углеводородного сырья. "Он учитывает экономику проекта за весь инвестиционный период, ставит налоговую нагрузку в зависимости от доходности каждого месторождения", - напомнил председатель правительства его смысл и предложил главам нефтяных компаний в последний раз обменяться мнениями по этому поводу.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"