Три дня форума - это десятки площадок, где обсуждалось значение культуры для всех сфер человеческой деятельности. И как хранителя традиций, и как важнейшего инструмента развития, экономического, материального и интеллектуального. Причем не на уровне теоретических абстракций, а в реальной сегодняшней жизни. Для многих регионов учреждения культуры уже стали серьезным фактором экономического роста. Если в 90-е годы музеи-заповедники, картинные галереи, театры нередко были единственными получателями бюджетных средств в том или ином муниципалитете, стимулируя едва тлеющий потребительский денежный оборот, то сегодня в ряде регионов - не только в Москве или Петербурге - экономика туризма напрямую связана с культурной активностью. Пусть не везде, как в Эрмитаже, способны раскрыть мультиплицированный экономический эффект от наличия привлекающего интерес учреждения культуры, но он очевиден не только при подсчете налоговых поступлений в бюджет.
Культурные ценности неразрывно связаны с общественным прогрессом - эта не новая, но важная мысль, овладевшая научными массами еще в середине прошлого века, стала поистине материальной силой в нынешнем столетии. В рамках петербургского форума можно было не раз убедиться в справедливости подобного суждения. И прежде всего, пожалуй, в рамках секции, посвященной архитектуре. Хотя бы потому, что этот вид созидательной деятельности должен связывать воедино художественные решения, возможности современной индустрии и заботу о социальных последствиях изменения пространства. Особенно того пространства, которое должно выполнять общественные функции. Гражданская история и история архитектуры здесь переплетаются накрепко, так как любая эпоха придает символическое значение тем архитектурным решениям, которые призваны создать образ времени и народа, государства и его правителей.
И хотя для первого дня своей работы секция архитектуры выбрала вполне смиренную тему под названием "Массовая культура и отдых", разговор неизбежно затронул самые разные аспекты социального бытия, исторического и современного. Функция общественных пространств - будь то городская площадь, сад развлечений или парк, в котором можно найти уединение, - менялась во времени, в значительной степени отражая социальный миропорядок, выстраивая иерархию взаимоотношений человека и государства. Общественные пространства в СССР - образцовые парки культуры, нарядно украшенные первоклассной мозаикой или фресками станции метрополитена, или празднично декорированные центральные площади городов - были своеобразными маяками будущей прекрасной жизни. Попадая в эти пространства, мы словно забывали о безбытном существовании в неустроенных коммунальных квартирах. Это была сплошная выставка достижений народного хозяйства, на которой можно было насладиться тем, чего никогда не увидишь в обыденной жизни.
Современные горожане, не всегда охотно покидающие свои отдельные квартиры, обладающие достаточно высоким набором удобств, о которых полвека назад можно было только мечтать, требуют от общественных пространств иного уровня комфорта, сервиса, разнообразия тематических предложений, чем их родители или бабушки с дедушками. Использование свободных территорий в больших городах неизбежно становится предметом яростных дискуссий, нередко радикально меняющих первоначальные замыслы властей. Об этом говорил и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, который вместе со своими коллегами представлял парк "Зарядье", и Адриан Гёзе, автор проекта Новой Голландии в Петербурге. Современный креативный подход к пространству требует углубиться в антропологию и социологию, в культурные особенности города. Сегодня вовсе не обязательно удивлять необычными архитектурными шедеврами - нужно думать о смысловом наполнении пространства. В любом городе появление нового общественного центра неизбежно влияет на социальное поведение горожан. Это отчетливо проявляется в малых городах или в поселках городского типа. Наталья Фишман, помощник президента Татарстана, представившая программу развития общественных пространств региона, сделала акцент не на архитектурных особенностях тех или иных объектов, а на том, как меняется социальное поведение жителей в результате появления нового городского сада или набережной. Помимо того, что появление в поселке мощеной площади вызывает законное желание сменить сапоги на городскую обувь, новые городские пространства словно стимулируют пробуждение гражданской активности жителей, которые понимают, что можно изменить свою жизнь к лучшему. Только не надо забывать, что экономический термин "человеческий капитал" - это не статистическая абстракция, а живые люди со своими представлениями о том, как нам обустроить Россию.