Фактически документ расширяет круг чиновников, которые должны уведомлять бывшее руководство о новом месте работы, если работа связана с бизнесом. Такая норма введена прежде всего в антикоррупционных целях.
Если некий начальник в свое время занимался поверками некой организации, а потом утроился в нее на хорошую должность, это может вызвать подозрения. Поэтому, если чиновники в течение двух лет после отставки идут в частный бизнес, но их новая работа находится в той же сфере, за которую они отвечали на госслужбе, то надо уведомлять об этом антикоррупционные комиссии ведомств. Там, в свою очередь, разберутся, нарушил или нет отставник какие-то запреты своим трудоустройством. А за молчание компания, куда устроился бывший чиновник, заплатит штраф.
Проект предусматривает, что под это антикоррупционное требование подпадают не только чиновники, работавшие на должностях, включенных в перечни, утвержденные для этой нормы, но и те бывшие госслужащие, которые обязаны были представлять декларации о своих доходах и об имуществе. То есть круг чиновников, обязанных уведомлять прежнее руководство о новой работе, расширяется.
Согласно проекту постановления пленума извещать о том, что берут на работу бывших чиновников, должны будут, например, адвокаты и нотариусы. Если следователь после отставки устраивается в адвокатское бюро на хороший контракт, об этом надо будет сообщить его бывшему руководству.
Как отметил судья-докладчик Сергей Никифоров, было два варианта толкования, в итоге пленум остановился на более широком. "Эта формулировка наиболее полно отвечает указу президента от 2010 года", - отметил Никифоров, заметив, что при соблюдении ограничений для госслужащих "должен быть единый подход".
Заместитель главы минюста Алу Алханов и заместитель Генпрокурора РФ Леонид Коржинек, присутствовавшие на заседании, поддержали проект. По итогам обсуждения постановление пока направлено в редакционную комиссию для внесения ряда редакционных правок.
Кстати, за шесть месяцев полугодия этого года по статье КоАП, предусматривающий штраф за нарушение правил трудоустройства (то есть молчание) прокурорами возбуждено 2,9 тысячи дел, 2,3 тысячи лиц привлечены к ответственности. Сумма наложенных штрафов - 162 миллиона рублей - в два раза превысила показатели первого полугодия 2016 года.
Например, в Йошкар-Оле недавно прокуратура оштрафовала местный мясокомбинат. Как сообщили в прокуратуре Республики Марий Эл, установлено, что в 2016 году бывший муниципальный служащий - ведущий специалист отдела предпринимательства, транспорта и потребительского рынка администрации Йошкар-Олы был принят на работу в данную коммерческую организацию на должность менеджера по маркетингу.
Администрацию города в известность не поставили. За это мясокомбинат оштрафован на 100 тысяч рублей. Вряд ли бы чиновнику запретили трудоустройство на завод. Все дело именно в молчании.
При этом, как поясняют эксперты, на работу в государственных учреждениях, никак не связанных с бизнесом, ограничения не распространяются.
Например, в Самарской области некий бывший сотрудник Росреестра устроился программистом в местный аграрный техникум. Должность, которую человек замещал на государственной службе, хоть и была небольшой, но все равно попадала под антикоррупционные ограничения.
Прокуратура посчитала, что техникум был обязан просигнализировать о трудоустройстве экс-чиновника. Однако Верховный суд России с такой позицией не согласился.